Одним из лауреатов конкурса «Преодоление–2021» в номинации «Чувствую сердцем» стала организатор и руководитель пермского ансамбля танца на колясках «Гротеск», тренер высшей категории, балетмейстер, постановщик спортивных программ Екатерина Манохина. С 2018 года она тренер сборной России по танцам на колясках.
В газету «Здравствуй!» я неоднократно писала очерки об участниках «Гротеска» – Елене Шиляевой, Константине Сосунове, Рузанне Казарян, Ольге Борисовой. А вот с руководителем ансамбля Екатериной Манохиной никогда ранее не встречалась! Знала, конечно, что человек она очень занятой, можно сказать, даже сверхзанятой. Екатерина Валерьевна оказалась очень легким в общении человеком и в течение почти двух часов без утайки делилась проблемами, успехами, рассказывала не только о жизни коллектива, но и о своей. Одним словом, это была одна из интереснейших в моей журналистской деятельности бесед!
Как всё начиналось
Конечно, первым делом я поинтересовалась, как Провидение подвигло нашу героиню на создание «Гротеска». Оказалось, что у нее были знакомые-колясочники, которые спокойно, не комплексуя, ходили на дискотеки. В голове не укладывалось: как это – танцевать на колясках? Это же нонсенс какой-то!
Когда ей предложили организовать ансамбль танца людей на колясках, долго пребывала в раздумьях. Наконец решилась: «А что, ведь это должно быть интересно!»
– Тогда, 20 лет назад, никто в нашей стране знать не знал, что это такое – танцевать на колясках. Да и колясок танцевальных у нас тоже не было. В самом начале танцевали на обычных, бытовых. Потом в России стали создавать конструкции танцевальных колясок, да и мы тоже принимаем участие в их доработке, модернизации. Когда меня спрашивают, не страшно ли было начать заниматься с такими ребятами, не испытываю ли я постоянную боль в душе, глядя на них, я всегда отвечаю честно: «Нет, наоборот, потому что такой благодарности, как у этих ребят, я больше ни у кого не видела». И это всегда давало мне силы.
Говорят, век живи – век учись… Кстати, у этого выражения, которое принадлежит Сенеке, есть продолжение: …тому, как следует жить. Вот и у Екатерины Валерьевны все точно, как в той пословице. Имея уже высшее образование, которое получила в Пермском институте искусства и культуры, поступила два года назад в Санкт-Петербургский институт физкультуры имени Лесгафта на отделение адаптивной физической культуры. Нынче получила «корочки» этого вуза.
Тайный дизайнер
И когда только человек все успевает? Руководить ансамблем уже на протяжении 21 года, получать второе высшее, воспитывать двоих детей? Видимо, это именно тот случай, когда талантливый человек талантлив во всем. Вот когда, спрашивается, столь занятому человеку вязать себе яркую, стильную, разноцветную юбку, в которой она пришла на встречу? Я, не связавшая в жизни ни одной рукавички и даже элементарного шарфика, по-белому завидую и восхищаюсь. А Екатерина между тем говорит, что вязаных вещей у нее множество, что вяжет она не только себе, но и друзьям, знакомым, соседкам. Что вязание – одно из ее любимых занятий: оно ее успокаивает. И в это время она думает о будущих танцевальных номерах, будущих поездках. Во время нашей беседы вспоминает:
– В числе первых танцоров в нашем ансамбле были Алексей Фотин, Рузанна Казарян, Ксения Гиниятуллина. К сожалению, два наших танцора – Петр Смирнов и Людмила Трубникова – уже ушли из жизни. Не стало партнера по танцам и спутника жизни Елены Шиляевой – Константина Сосунова. Не смогла больше по состоянию здоровья танцевать Ольга Борисова. Но они, к счастью, смогли поездить по миру, по стране, по краю, поучаствовать в соревнованиях, в показательных выступлениях, стать чемпионами. Одним из ярких событий для наших ребят стало выступление на Олимпиаде-2014 в Сочи. С одной стороны, было очень сложно, потому что на протяжении месяца, с утра до ночи мы репетировали, не имея возможности даже нормально поесть – пробавлялись почти одними бутербродами с чаем. Тем не менее с теплотой вспоминаем эти сложные, почти походные и одновременно яркие дни.
Это в самом деле и яркая, и трудная жизнь – руководить ансамблем танца на колясках. Все предусмотреть, решить проблемы каждого участника, даже еды для них раздобыть и накормить. А еще – для каждого придумать концертный костюм, чтобы он соответствовал образу, вуалировал какие-то физические недостатки, был удобным, не сковывал движения. На такие костюмы требуются немалые средства. Долгие годы шили их сами – у руководителя «Гротеска» есть явный талант дизайнера, по ее признанию, если бы не стала хореографом, выбрала бы эту профессию. Еще к шитью костюмов привлекали родителей участников ансамбля. Потом решили заказывать в ателье, но там, к сожалению, не всегда находили понимание, получая плохо сшитую вещь, которую зачастую приходилось переделывать самим.
Тем не менее выход из положения как-то все же находится, и артисты «Гротеска» в результате всегда выглядят блестяще. А какие здесь девушки! Красивые, уверенные, артистичные, с продуманными прическами и макияжем. Настоящие королевы! В этом также большая заслуга Екатерины Валерьевны, которая продумывает все до мелочей – и сам номер, и костюмы, и прочий антураж. И организацию концертов в том числе.
Вообще-то это не совсем правильно: на одного человека столько обязанностей – это чересчур. Поэтому Екатерина Манохина давно уже думает о том, что «Гротеску» нужен продюсер, который решал бы административные вопросы. Однако найти такого человека совсем не просто. Поэтому пока что все на ней.
В орбиту своей деятельности Екатерина вовлекла всю семью, которая ей охотно помогает: и муж Сергей, и сыновья – Павел и Алексей. Старший сын берется оформлять онлайн-заявки, компонует видео, муж часто подвозит гротесковцев до места тренировки. Недавно вообще свозил их на мастер-класс в Ижевск, сам выгружал-загружал коляски. Да и наша героиня – самая настоящая мама для своих подопечных. Иначе не получается. Хотя порой совсем некогда бывает заниматься готовкой-уборкой, но домашние и здесь помогают. Первое время Екатерина робко отпрашивалась у мужа: «Можно я поеду в командировку?» А сейчас просто ставит перед фактом и собирает чемоданы. Знает, что обеды-ужины будут приготовлены, уроки у детей выучены, все одеты-обуты: самостоятельные у нее мужчины.
Зал стоял
Екатерине Манохиной очень хочется, чтобы в «Гротеск» приходили новенькие, но это такой сложный вопрос! Многим ребятам хочется танцевать, но выбраться из дома им порой затруднительно, а это значит, что нужны волонтеры, специализированный транспорт. Хорошо хоть в Доме народного творчества «Губерния», где они тренируются, создана доступная среда, есть пандус, они могут самостоятельно приехать и приступить к занятиям.
Интересуюсь, как обычно рождаются номера для коллектива.
– Они рождаются по-разному. Иногда слышу какую-то музыку и понимаю: хочу поставить номер. К примеру, довольно спонтанно в 2012 году родился номер с ансамблем жестовой песни «Поющие руки». Это была песня «Обернитесь». Познакомившись с ними, решила объединить танец на колясках с песней руками, и получился прекрасный номер. С одной стороны, он не очень сложный, с другой – очень красивый, наполненный энергетикой, и его очень любят зрители, часто просят исполнить. Когда мы показали его на бале олимпийцев в конце 2013 года, когда в манеже «Спартак» находились и городская, и краевая администрация, и министерство спорта, все аплодировали стоя. А сольные программы мы ставим спортсменам ежегодно, потому что им всегда хочется чего-то нового. Но они и сами часто ищут музыку, близкую их душе. С другой стороны, она должна совпадать с их физическими возможностями. Поэтому иногда приходится убеждать выбрать что-то другое. В задумках – совместный проект опять же с ансамблем «Поющие руки». Его руководитель Полина Гладких выиграла губернаторский грант, и на эти средства мы намерены поставить еще один номер. Сегодня планируем сами учиться писать проекты, работать с детьми и их родителями, выходить на интернаты и детские дома.
Случайно узнала, что в нашем крае нет специализированных интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата, и такие дети живут вместе с детьми с ментальными отклонениями. Сейчас у нас появился новый танцор – Василий Кардаков, от него и узнала об этой проблеме. А вот в Уфе такие специализированные интернаты есть, и с детьми там занимаются танцами – это для них как физкультура, и им не нужно никуда ехать. Считаю, что это один из методов выявления будущих спортсменов.
Одним словом, планов у Екатерины Манохиной много, как говорится, дай только бог здоровья! И ей самой, и ее подопечным. В завершение нашего разговора желаю моей собеседнице, чтобы нашелся наконец толковый продюсер, который смог бы взять на себя большую часть забот о коллективе, а на ней остались лишь заботы хореографа. Хотя, как мне кажется, вряд ли тренер-мама сможет жить по-другому, более спокойно. Такой уж у нее характер!
Ирина ГИЛЁВА