УЧИТЕСЬ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ

Сегодня многие уже знают значение слова «буллинг» (bullying, bully – терроризировать) — это систематический физический или психологический прессинг человека, который осуществляется одним агрессором или группой людей и происходит в рамках замкнутой общественной группы.

Недавно подобный случай стал достоянием гласности в Перми. Его обсуждали и обсуждают в интернет-изданиях и социальных сетях. В одной из инклюзивных школ краевого центра, где занимаются здоровые дети и дети с ОВЗ, произошел конфликт между учительницей и родителями, которые обвиняют педагога в жестоком обращении с детьми.

Понятно, что без участия общественности, Министерства образования и Министерства социального развития, без представителей правозащитных организаций и правоохранительных органов проблему не решить. Но как это сделать?

Начинать надо с главного — изучения самой проблемы и существующих способов ее решения. Поэтому в июне нынешнего года прошла межрегиональная онлайн-конференция по проекту «Конструктор социальных практик НКО-2. Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)» – «Объединения ресурсов сообщества для противодействия школьному буллингу». О том, как все прошло, я расскажу в сегодняшнем репортаже.

Мероприятие, организованное АНО ДПО «Институт социальных услуг и инноваций «Вектор» – совместно с площадками-партнерами при реализации проекта и Министерством образования, Министерством социального развития Пермского края и аппаратом уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, состояло из трех линеек. Первая из них представляет собой комплексную межсекторную модель противодействия школьной травле. Она включала в себя пленарное заседание, дискуссию, вопрос которой звучал следующим образом: что нужно сделать в сегодняшней жизни, чтобы в ней не осталось места буллингу? По словам уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае – Светланы Анатольевны Денисовой, в первую очередь, необходимо проводить широкую просветительскую работу среди родителей. Потому как корни всех проблем заключаются в унижении детей или несоблюдении их прав родителями или близкими родственниками. В беседе принимали участие Никита Александрович Бутаков, заместитель председателя правительства Пермского края, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Татьяна Ивановна Кандакова, исполняющая обязанности заместителя начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, и представитель министерства социального развития  Анастасия Токарева и другие.

Вторая линейка под названием «Медиаграмотность» повествовала об опыте участников антибуллингового пресс-центра по продвижению проблемы буллинга в публичном пространстве. Ее куратор Мария Черемных вспомнила о том, с чего начинался путь медиаслужбы «Вектора», и что из этого получилось; рассказали о том, зачем узкому специалисту медиакомпетенции. А еще вместе с остальными участниками поговорили о роли визуализации в антибуллинговой деятельности.

Стоит отметить, что, несмотря на такую острую, серьезную тему, участникам конференции удалось создать теплую, дружескую атмосферу, которая, можно сказать, вытеснила излишнюю официальность, манерность. Невооруженным глазом видно то, как искренне все собравшиеся здесь болеют за свое дело – за то, чтобы случаев буллинга стало меньше. Примеры проделанных работ зрители семинара могли наблюдать в его третьей линейке – «Бери и делай», цель которой – продемонстрировать методики, наработки, помогающие противодействовать школьной травле и укрепляющие поддерживающую среду в доме знаний. Интересный и, на мой взгляд, самый неординарный способ решения проблемы представила Анастасия Мокрушина – представитель Красноярской общественной организации «Интерро», занимающейся различными образовательными технологиями, инновационными подходами в образовательной деятельности. Одна из них – проект «Форум-театр – шаг навстречу». Место, где сцена не разделяет актеров и зрителей. Все, кто принимает участие в постановках, открыто говорят о насилии и через спектакль пытаются найти решение этой проблемы. Театр, основателем которого является сама Анастасия, существует с 2018  года – успешно сотрудничает со школами, молодежными организациями. Также свои инструменты профилактики буллинга продемонстрировали психолог  Иван Титков, представляющий метод арт-терапии; Маруся Кузьмина и Анастасия Тельканова – специалисты по социальной работе, психологи из Санкт-Петербурга, рассказывающие о программе профилактики социального сиротства и укрепления семьи «Детская Деревня-SOS Пушкин», Наталья Кормушина – преподаватель, песочный арт-терапевт, тренер АНО ДПО ИКТ «Статус» города Оренбурга и другие.

По данным официальной группы «Вектор» в социальной сети «ВКонтакте», всего в конференции были задействованы 537 человек. На мероприятие пригласили специалистов НКО, педагогов и администраторов школ, представителей ведомств, органов власти, журналистов и, конечно же, родителей. За шесть часов удалось провести открытое обсуждение проблемы буллинга, заслушать 14 экспертных выступлений, показать две презентации и восемь мастер-классов, что позволило не только пополнить копилку способов адаптации трудного ребенка в коллективе, но и задуматься об этом явлении в целом. По словам директора школы МАОУ «СОШ № 64» г. Перми Сергея Валерьевича Большакова, буллинг был, есть и будет. Однако, на мой взгляд, благодаря таким людям, как коллектив «Вектора», людям, которые не замалчивают, а открыто говорят и, самое главное, упорно работают над тем, чтобы случаев травли становилось как можно меньше, хочется верить в то, что со временем буллингу в наших коллективах не останется места.

В заключение хочется вспомнить слова кота Леопольда «Давайте жить дружно!» – ради того, чтобы мир стал светлее. Необходимо понять, что эта проблема касается каждого или коснется — не вас, так ваших детей, не детей, так внуков. Учитесь решать проблемы!

Анна Чудинова