– Наталья Львовна, какое количество детей с ОВЗ в настоящее время
обучается в общеобразовательных школах?
– Совместное образование детей с ограниченными возможностями здоровья с остальными детьми осуществляется в различных формах практически во всех территориях Пермского края. Вот данные на декабрь минувшего года. Всего в системе образования края занимается 15 205 детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В специальных (коррекционных) школах (С(К)ОУ) – 7837 человек (из них инвалидов – 2264), в системе общего образования – 7368 человек, из них в специальных (коррекционных) классах – 3932, в общеобразовательных классах – 3436 (инвалидов – 2212 человек). Среди них есть ребята, которые в силу тяжести заболевания могут получать образование только на дому. Цифры показывают, что количественное и процентное отношение двух этих групп (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в С(К)ОУ, и тех, кто обучается в общеобразовательных школах) приблизительно уравнивается: 49% детей-инвалидов уже обучаются в системе общего образования. При этом необходимо понимать, что на практике за этими цифрами стоят совершенно разные дети, имеющие ограничения в здоровье различных видов и степеней тяжести, а следовательно – различные по уровню образовательные потребности и возможности.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа таких школьников чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройствами эмоционально-волевой сферы (включая аутизм), с задержками и комплексными нарушениями развития. Это могут быть и практически нормально развивающиеся дети, испытывающие временные и устранимые трудности, и дети с тяжелыми необратимыми нарушениями. Это и дети-инвалиды со стойкими нарушениями здоровья, приводящими к ограничению жизнедеятельности. Вот и получается, что среди 7368 детей с ОВЗ, обучающихся в системе общего образования, есть как те, кто при специальной поддержке способны на равных обучаться с нормально развивающимися сверстниками, так и те, кто нуждается в адаптированных к их возможностям индивидуальных образовательных программах. То же самое можно сказать о дошкольном образовании, в котором 5812 детей с ОВЗ и 1083 ребенка-инвалида. Специальных коррекционных садов в крае немного, поэтому большинство детей посещают обычные детские сады.
– Можно ли проследить, как развивалось инклюзивное образование в крае, чтобы понять, как и чего мы достигли?
– Динамика такова: последние пять лет доля детей-инвалидов, охваченных различными формами общего образования, поднималась от 40 до 49 процентов. Те времена, когда такие дети находились сугубо в изолированном образовательном пространстве, прошли. Необходимо отметить, что классы интегрированного образования для детей с ОВЗ стали создаваться довольно давно – в тех же девяностых годах. Процесс приобрел современный характер в начале нулевых. С появлением в 2001 году Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Министерства образования РФ, обозначившей общие стратегические направления развития интегрированного образования детей с ОВЗ в регионах. Начиная с этого момента общее количество детей с ОВЗ в системе общего образования поступательно растет. Это особенно наглядно видно на примере детей с интеллектуальными нарушениями: если в 1995 г. в системе общего образования Пермской области их порядка 500 человек, то в 2009 году – уже около 2500. Количество детей с ОВЗ, не имеющих нарушений интеллектуального развития, в системе общего образования увеличилось с 200 учащихся в 2005–2006 учебном году до 500 в 2009-м. И сегодня эта цифра медленно, но растет.
– Какие проблемы стоят перед обществом и государством на пути внедрения инклюзивного образования?
– Трудностей, конечно, достаточно. Процесс принятия инвалидов обществом пока находится на начальном этапе, в том числе имеется в виду интеграция детей-инвалидов в школьную среду. Прежде всего достаточно остро на сегодняшний день стоит проблема создания всего спектра специальных условий для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, ведь они должны отвечать возможностям и потребностям детей с различными видами ограничений в здоровье. Проще говоря, для «опорника» нужны одни условия, для слабослышащего – другие. Одному необходим доступ в здание – пандус, лифт, для другого – слуховые аппараты, а для третьего – специальные коррекционные занятия. Спектр условий можно разделить на материально-технические, кадровые и программные, включающие индивидуальные образовательные маршруты.
С детьми, имеющими речевые нарушения, должен заниматься учитель-логопед, а с детьми с задержкой психического развития – педагог-психолог. А бывает, встречаются патологии разных типов одновременно, когда психические отклонения сочетаются с физическими, например, нарушения интеллектуального развития с ограничениями в передвижении и заболевания внутренних органов. Таким детям необходимы особые медицинские, социальные, педагогические условия, и интегрировать их в обычное школьное образование сложно. Именно поэтому организация коррекционного сопровождения интегрированных детей представляет существенные трудности для школ. Территории края отмечают также проблему нехватки подготовленных специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, специалистов ЛФК) для организации полноценного процесса обучения детей с ОВЗ в системе общего образования, а также профессиональную и психологическую неготовность «обычного» учителя к работе с такими детьми.
Отмечу при этом, что подготовка, переподготовка педагогических кадров для работы в области специального (коррекционного) образования ведется в Пермском крае систематически, как и повышение квалификации. Возможностей для этого достаточно. Проблема с кадрами может быть в конкретном образовательном учреждении, но ее решение во многом зависит от администрации школы и муниципального района. Любому педагогу, нуждающемуся в повышении квалификации по проблеме интегрированного образования детей с ОВЗ, в течение года можем предложить, как правило, несколько вариантов обучения.
Что касается программного обеспечения инклюзивного образования, то и тут определенные трудности имеются. В целом процесс обучения детей с ОВЗ различных категорий обеспечен образовательными программами, разработанными на федеральном уровне. А вот обучение ребенка с ОВЗ по индивидуальной программе, индивидуальная оценка результативности такого обучения как с точки зрения нормативно-правовой, так и с точки зрения методической составляющей проработаны пока недостаточно.
Мною обозначен далеко не весь перечень трудностей введения подлинной инклюзии в практику образования. Однако мы должны четко понимать, что обеспечение возможностей обучения ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в среде здоровых сверстников – естественный процесс, задача сегодняшнего дня двигаться вперед в развитии этого направления с учетом мировых практик инклюзивного образования и местных условий.
– Куда можно обратиться родителям ребенка с ограниченными возможностями здоровья или с подозрением на то, что они существуют?
– Прежде всего это учреждения системы здравоохранения. Что касается образования детей с ОВЗ, то здесь схема утверждена действующими нормативными документами. Это ФЗ «Об образовании» и соответствующий Закон Пермского края.
Любому ребенку, имеющему ограничения в здоровье, проблемы в развитии, для определения наиболее подходящего ему образовательного маршрута необходимо пройти обследование в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер. После этого необходимо обратиться в местные органы управления образования для определения места обучения.
При этом родители должны помнить, что имеют право на выбор учреждения, в соответствии с рекомендованным ПМПК образовательным маршрутом они могут выбрать как коррекционную школу, так и систему общего образования, обращая внимание на наличие в общеобразовательной школе условий для обучения ребенка с ОВЗ. Случается наоборот – родители хотят, чтобы их ребенок был направлен именно в коррекционную школу, а иногда – в конкретную коррекционную школу.
В сложных или конфликтных случаях вопрос может рассмотреть краевая психолого-медико-педагогическая комиссия, например, направить ребенка в краевое образовательное учреждение, если это необходимо. В любом случае должен существовать спектр образовательных возможностей для каждого ребенка с ОВЗ. И для каждого конкретного ребенка нужно подбирать индивидуальное решение проблемы, универсальных решений нет. Есть недостатки у специальных школ, куда детей отбирают по принципу наличия однородных проблем в развитии, есть и у общеобразовательных, где школьники не всегда готовы морально встретить своих сверстников, отличающихся от них здоровьем. В крае есть очень хорошие коррекционные школы, которые успешно справляются с задачами обучения и воспитания детей с тяжелыми отклонениями в умственном и физическом развитии, решить которые общеобразовательным школам просто не под силу. Нужно выбирать то, что ребенку лучше, анализировать индивидуальные успехи в обучении. Многое зависит от администрации образовательного учреждения, от того, как оно построит эту работу, чтобы появление ребенка-инвалида в школьной среде было естественным и безболезненным.
– Есть ли в Пермском крае школы, которые целенаправленно работают в этом направлении?
– В 2011 году в крае создано пять экспериментальных площадок по внедрению инклюзивного образования – в Перми, Березниках, Кунгуре, Краснокамске и Чернушинском районе. Это конкретные школы, которые были отобраны в результате проведения конкурса среди общеобразовательных учреждений. Они, конечно, не являются идеальными в плане организации инклюзивного образования, но уже достигли определенных успехов в этом направлении, хотят обучать таких детей и видят в этом свою миссию. В этих школах будут использоваться образовательные инновации, которые должны обеспечить высокий уровень образования детей с ограниченными возможностями. Для этого в долгосрочной целевой программе «Семья и дети Пермского края» на 2011-2015 гг. заложены средства для поддержки развития инклюзивных форм образования. Например, закупалось необходимое оборудование – и в прошлом году оно было поставлено школам, в том числе компьютерное, интерактивное оборудование, наглядные и реабилитационные пособия. Поставки оборудования для экспериментальных площадок продолжатся и в этом году. Кроме того, мы ежегодно проводим курсы повышения квалификации, семинары по вопросам организации инклюзивного образования, в первую очередь для педагогов этих школ. С 1 сентября прошлого года, когда экспериментальные площадки приступили к работе, каждой из них был предоставлен научный руководитель, специалист, имеющий ученую степень в дефектологии либо специальной психологии, чтобы разработать и внедрить модель инклюзивного образования именно для этого учреждения. Экспертным советом по инновационной деятельности в системе образования Пермского края 16 февраля принято решение о дополнительном финансировании этих школ в 2012 году. Совсем недавно Министерство образования подтвердило участие края в мероприятиях государственной программы РФ «Доступная среда на 2011-2015 гг.». В текущем году мы вступаем в эту программу с обозначенными 5 школами как базовыми образовательными учреждениями, обеспечивающими совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. На практике это означает получение субсидий из федерального бюджета, которые предположительно пойдут на строительство пандусов, поручней, специальных туалетов, т.е. создание в базовых школах необходимой для детей с ОВЗ среды жизнедеятельности и образования.
Интервью подготовил Юрий АСЛАНЬЯН