Смогли бы вы вдеть нитку в иголку с завязанными глазами? Или определить, какую купюру держите в руках, находясь при этом в кромешной темноте? Нет? А у участников проекта «Слепой квест» была такая возможность.
Остались в стороне
В начале – теория. Организаторы рассказывают о проблемах незрячих людей и правилах инклюзивного общения с ними, затем игроки разбиваются на шесть команд. В каждой – пять зрячих и один слабовидящий или тотально слепой человек. Двум участникам каждой команды завязывают глаза черной повязкой. Молодежь отмечает: на первых минутах складывается ощущение, будто земля уходит из-под ног.
– Не знаешь, в какую сторону идти, не понимаешь, где находятся твои друзья, – комментируют ребята. – Эта неизвестность пугает!
Перед стартом – кофе-брейк для знакомства участников с членами общества слепых. Результат обратный: молодежь, общаясь с друзьями, совершенно забывает о незрячих. Они скромно стоят в стороне, боясь оступиться или столкнуться с кем-либо. Лишь две команды, взяв под руки новых знакомых из общества слепых, общаются и рассматривают технические средства реабилитации, представленные Пермским тифлоцентром «Вертикаль». Десятиминутная пауза, и игра начинается.
В строчках – только точки
«Го-о-л!» – разносятся ликования ребят по всему корпусу. Интересно, что они делают в спортзале? На площадке «О спорт, ты жизнь!» два испытания – дартс и мини-игра в футбол. А мяч-то – звуковой! Внутреннее наполнение делает его похожим на детскую погремушку. Это помогает «слепым» понимать, где находится футбольный атрибут. «Го-о-л!» – разносятся ликования на весь спортзал. А вот попасть дротиком в цель получается лишь у единиц. Еще бы: сориентироваться даже с помощью голосовых подсказок напарников практически нереально.
Выхожу из зала и замечаю девочку в костюме лисы. Осторожно заглядываю внутрь кабинета, в котором затаилась рыжая красавица. Кого я вижу – медведь, заяц и даже елка! Не удивительно, что станция «Артист» вызывает самое большое количество улыбок и восторга. А какие сюжеты придумывает молодежь для своих мини-представлений! Стоит только позавидовать оригинальности и их творческому потенциалу!
Поднимаюсь на второй этаж здания. Шеренга из шести человек, пять из которых в черных повязках, проходят испытание на станции «Реабилитация». Справиться с полосой препятствий из стульев и столов непросто: кто-то крепко держится за товарища, боясь оступиться, кому-то кажется, что каждое движение неизбежно приведет к падению. «Не шатай стул!», «Держи меня крепче!» – слышу фразы, двигаясь дальше.
В соседнем кабинете происходит настоящий мозговой штурм! Команды расшифровывают фразы с языка Брайля – рельефно-точечной системы, с помощью которой переписываются незрячие. Путаница, непонимание… Не помогают даже карточки-подсказки. Участники забывают и о своих новых знакомых – членах общества слепых. Эх, если бы ребята были внимательнее, то получить максимум не составило бы труда…
Терпения не хватает
Знаете ли вы, что работа Всероссийского общества слепых не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны и что слепые внесли огромный вклад в Великую Победу? Об этом и многом другом игрокам рассказывает ведущий станции «История ВОС». Ребята говорят: воспринимать информацию на слух очень сложно. Это становится заметно, когда половина команд не отвечает на большую часть вопросов. Или, может быть, невнимательно слушают? На следующей площадке командам предлагаются фрагменты одной новости. Задача проста: поменять порядок абзацев так, чтобы они сложились в логический текст. Легко!
В кабинете напротив на столе разложены тифлосредства для слабовидящих и незрячих. Молодежь квеста сопоставляют карточки с названиями устройств с техническими помощниками. И опять многие забывают про слепых – тех, кто постоянно работает с этими приборами.
Спускаюсь по лестнице. Навстречу поднимается одна из команд. «Зрячие» идут под руку с «незрячими» игроками, проговаривая, мол, осторожно, ступенька. Отрадно: участники понимают ответственность за товарищей. На следующей станции ребятам рассказывают о том, какие бытовые приборы помогают этой категории инвалидов. Команды делятся на три пары, в каждой из которых есть слепой или человек с завязанными глазами. Одни пытаются вдеть нитку в иголку в полной темноте, другие определяют номиналы купюр с помощью купюроприемника, третьи – наливают жидкость в кружку при помощи мерного прибора. Зрячие подсказывают напарникам, однако это не помогает успешно пройти испытание. У кого-то после 10 минут попыток совладать с иглой и ниткой заканчивается терпение, у других вода выливается из посуды.
Вместо послесловия
О проблемах и трудностях, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья, сейчас говорят все чаще. Проводятся круглые столы с представителями обществ инвалидов, организуются практики и семинары. Новое направление, при котором люди сталкиваются с проблемами незрячих или слабовидящих, – «слепые» квесты. Они не только пропагандируют равные права и возможности, но и заставляют пересмотреть ценности и приоритеты. Игроки говорят: сложно представить, как чувствуют себя незрячие в условиях городской среды! Участники отмечают: когда не видишь, обостряется слух, рассчитываешь на тактильные ощущения, прислушиваешься к звукам, ощущаешь тепло от рядом стоящих людей. В такие минуты понимаешь: способность видеть – большой дар.
Ирина Попкова
P.S. Организаторы квеста благодарят Лысьвенский политехнический колледж в лице директора Сергея Рудова за предоставленное помещение, и. о. начальника управления по физической культуре, спорту и молодежной политике Игоря Суркова и начальника отдела социальной помощи ТУ минсоцразвития Пермского края по г. Лысьве Елену Кириллову за поддержку мероприятия.
Отдельные слова благодарности за помощь в подготовке и проведении «Слепого квеста» Татьяне Безденежных, Ларисе Кобелевой, активной молодежи общества слепых и волонтерам.