
Для экономики страны выгодней разместить инвалида на рынке труда, чем обеспечить ему необходимое материальное содержание. Однако для этого нужно, чтобы работодатель осознал свою социальную ответственность, а ограниченные в физических возможностях люди захотели реализовать себя.
Шей, иголка, шей, нитка
ЗАО «Модельер» в Березниках (бывшее швейное производство «Парма») отшивает большие партии спецодежды для медицинских учреждений. Здесь это единственное предприятие по производству постельного белья для детских садов. Но уникальность его совсем в другом – в этом городе нет других предприятий, где бы создали рабочие места для инвалидов.
– Почему мы не боимся брать на работу людей с ограниченными физическими возможностями? – говорит исполнительный директор ЗАО Никита Власин. – Они хорошие работники, как правило. Они боятся потерять заработок и поэтому очень ответственны.
Всего в «Модельере» трудятся семь человек, у которых проблемы со здоровьем – глухонемые, со слабым слухом и инвалиды по общему заболеванию.
– Поэтому, когда открылась федеральная антикризисная программа, мы решили воспользоваться субсидией для поддержки инвалидов и в 2011году создали еще одно рабочее место для работницы с недостаточным слухом, – рассказывает Никита Власин. – Для этого закупили швейные машины и смонтировали специально для нее световые индикаторы, чтобы она могла реагировать на сбои техники.
В Сивинском районе ООО «Уральский дом» организовало рабочее место для инвалида третьей группы – закупили вибропресс для производства стеновых блоков и тротуарной плитки и оснастили оборудование световой индикацией.
В Суксунском районе директор ООО «Квант», взяв на работу инвалида второй группы с заболеванием сердечно-сосудистой системы инженером по охране труда, создал максимально комфортные условия с индивидуальным освещением рабочего места, вентилятором, рабочим столом с регулируемой высотой.
Заметим, что в 2011 году Пермский край занял в России второе место по количеству трудоустроенных инвалидов – всего в рамках программы «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей» получили работу 576 человек с ограниченными физическими возможностями.
– Конечно, не все они могут закрепиться на этом рабочем месте, – комментирует специалист Агентства по занятости населения Пермского края Татьяна Ким. – Даже если останется 50 процентов, это тоже неплохой результат. А самое главное – человек может не просто заработать больше, чем пособие по безработице, но почувствовать удовольствие от результатов труда, от общения в коллективе, от своего участия в общем процессе. Наконец, от состояния «включенности» в жизнь.
Стимул есть – результат будет
Антикризисная программа дала хорошие результаты по трудоустройству инвалидов, так как впервые государство применило столь значимые методы экономического стимулирования работодателя: он мог получить 50 тысяч рублей из федерального бюджета и 10 тысяч из краевого при условии организации и оборудования рабочего места. Кроме того, работодатель экономил на фонде оплаты труда – ему возмещались затраты на оплату труда работника с группой инвалидности в размере «минималки» с районным коэффициентом, страховые взносы и банковские услуги за два месяца.
Таким образом, в крае ушло на трудоустройство инвалидов около 40 миллионов рублей.
– В Прикамье гигантское число инвалидов – 260 тысяч на 2,8 миллиона населения, – говорит руководитель Агентства по занятости населения Пермского края Валерий Владимирович Попов. – Но львиная доля из них имеет группу по возрасту. Для этой категории лучше применять меры социальной защиты. Наша задача работать с трудоспособными – их всего 55 000, минус те, кто работать не хочет, или им запрещают врачи.
По словам В. В. Попова, кроме мер экономического стимулирования работодателя есть и другие методы – например, квотирование рабочих мест. В центры занятости края в поисках работы в 2011 году обратился 5161 человек, из них нашли свое рабочее место 2356, устроился по квоте 51 человек. Но эти устаревшие методы сегодня действуют плохо. Даже, по большому счету, федеральный закон о квотировании особого эффекта не дает. Консенсус, который вроде бы достигнут на трехсторонней краевой комиссии – квота 2 процента, тоже не всегда срабатывает, так как в районах мало предприятий, где работает более 100 человек, маленькие же под закон не подпадают.
– Тогда мы собираем все мелкие предприятия какого-либо муниципального района и говорим: надо помогать. Предлагаем квотировать места для одного-двух человек, – делится Валерий Попов, – хотя применение Программы дополнительных мер показало, что наиболее эффективны экономические меры в виде субсидий.
Другая сторона медали
Однако не все так просто: при том, что работодатель адекватно начал реагировать на стимулирование, есть и проблема психологического торможения у самих инвалидов. Специалист Агентства по занятости населения Пермского края Татьяна Ким поясняет:
– Для кого-то проще отказаться и остаться существовать на государственном пособии. В других случаях инвалиды недовольны размером оплаты – за минимальную оплату в 4500 рублей работать, например, продавцом в неотапливаемом ларьке. Но это уже вопрос другого порядка, сегодня в России мало кто доволен размером оплаты своего труда. Однако факт, что работа есть и нам есть что предложить. Вопрос упирается в готовность человека сойти с «иглы» пособия, выйти в самостоятельную жизнь и взять ответственность за себя.
Исполнительный директор березниковского ЗАО «Модельер» Никита Власин подтверждает эту ситуацию: будучи готово принять еще одного инвалида, предприятие на свои средства обучило девушку с заболеванием ДЦП на дизайнера. Отработав два месяца, сотрудница уволилась.
– Со своей стороны мы сделали все для человека, но сейчас это рабочее место у нас вакантно. Если будут желающие из инвалидов, мы готовы рассмотреть кандидатуру, пусть обращаются.
Не хлебом единым
Действительно, что может заинтересовать работодателя, кроме экономического стимулирования? Если в портрет идеального работника: «мужчина от 25 до 45, с опытом работы, дипломированный специалист» – инвалид никак не попадает. Тем более правительство РФ решило, что кризис миновал, и предлагает уже меньшие средства. В частности у Агентства по занятости населения Пермского края готова программа дополнительных мер на 2012 год, которая утверждена постановлением правительства Пермского края и требует выделения из краевого бюджета на ее реализацию 1 миллион 800 тысяч рублей. В случае, если депутаты ЗС примут изменения в закон о бюджете края, касаемые выделения указанных средств, то федеральный бюджет выделит на Прикамье 10 миллионов 300 тысяч.
– Бюджет позволяет использовать другие механизмы, – считает руководитель Агентства по занятости населения Пермского края Валерий Попов. – Например, временные формы труда. Трудно убедить работодателя взять инвалида на постоянную работу, но легче на сезонную. Это может быть что-то типа переписи населения или рекламные кампании. В таком случае мы доплачиваем безработному материальную поддержку в размере двух минимальных пособий по безработице.
Тем не менее на рынке труда должны действовать и другие факторы, а именно – социальная ответственность предприятий. Члены общества должны поворачиваться лицом друг к другу – в этом пока еще больной вопрос настоящего времени. Но нужно искать здоровые ответы.
Марина ВЯТКИНА