БОЛЕЗНЬ ЗАМОРОЖЕННЫХ ЧУВСТВ

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – испытание для семьи. Родители проходят его самостоятельно, как умеют. Конечно, за детей несут ответственность все: государство, общество, семья. Но сегодня хотелось бы сказать о  родителях. Они в этом раскладе главные. Одни их них борются за будущее ребенка, а другие плывут по течению, перекладывая заботу о нем на школу и общество.

Маша (имя изменено) учится по программе «Особый ребенок» в одной из коррекционных школ Перми. На занятия приходит намного раньше, до начала первого урока. Видно, что общение с учителями доставляет ей радость, в школе ей комфорт­но. Маша рассказывает о своей семье, они живут в коммунальной квартире. Ее семья – это кошка, собака, маленькая сестренка, мама и отчим. Мама не работает, находится в декретном отпуске. Отчим приходит домой поздно, постоянно «ругается на маму». Если обратить внимание на порядок перечисления, то кошка и собака у девочки на первом месте. Особые дети очень чувствительны к вниманию и душевному теплу.

В коррекционных школах для каждого учащегося выстроен алгоритм обучения в зависимости от заболевания.  Педагоги стараются делать все для социализации таких детей, чтобы, вый­дя из школы, они могли найти свой путь в жизни, обрести профессию, быть полноправными членами общества. Хорошие результаты дает реабилитация детей творчеством. У ребят улучшаются речь, память, мышление. Об этом мы неоднократно писали на страницах газеты. Ребятам очень нравится выступать на сцене, они звездочки – красивые, ухоженные, любимые своими родителями, видно, что они воспитываются в дружной семье.

Но повезло не всем. Социальные педагоги отмечают, что большинство ребят коррекционных школ из неблагополучных семей.

В эту категорию попадают, прежде всего, малоимущие семьи, многодетные малоимущие, неполные семьи, а также семьи, в которых один из родителей или оба пьющие.

У социального педагога школы каждая неблагополучная семья состоит на учете. По критериям можно определить причины неблагополучия, те трудные условия жизни, в которых воспитывается ребенок. Таких причин может быть несколько. Одна из самых распространенных – это низкий материальный достаток семьи, когда родители не работают, а один из них или оба злоупотребляют спиртными напитками. Дети, как правило, в таких семьях неухоженные, голодные, неуверенные в себе или, наоборот, агрессивные.

Случай из практики социального педагога: папа пьющий, мама рожает одного ребенка, второго, третьего. Старый барак, в котором жила семья, снесли, новое жилье не дали. Семья мыкается в съемной комнате, где кроме кроватей в несколько этажей почти ничего нет. Старший ребенок с ОВЗ посещает коррекционную школу. Он часто болеет, учится с отставанием по программе. Социальные работники стараются хоть как-то помочь детям этой семьи, которые даже не имеют пермской прописки.

Вторая причина неблагополучия в семье, по мнению социального педагога, – это отсутствие элементарного материнского чувства у женщин, низкий нравственный и воспитательный потенциал. Зато потребительское хамство зашкаливает. Рождение ребенка у такой матери мотивировано получением от общества определенных благ. За первого – денежное пособие, за второго – материнский капитал, за третьего – участок земли, за пятого – ждем досрочную пенсию. А растить и воспитывать – это уж как получится, опять же общество и школа на что?

Вот еще одна жизненная история: многодетную маму, у нее четверо детей, бросает очередной сожитель. Из-за нехватки средств женщина начинает приторговывать запрещенными веществами и попадает в тюрьму. Опекуном четверых детей становится бабушка. Двое детей – с серьезными заболеваниями. Когда мама вернулась из мест заключения, дети стали подростками. Переходный возраст, девиантное поведение еще больше внесли разлад в семью. Кто она для этих детей? Чужая. Мать опускает руки и предъявляет школе: мол, что хотите, то с ними и делайте, воспитывайте сами.  Зачем же тогда становиться многодетной матерью, если к детям не лежит душа, получается, что лишние они для матери, ненужные?

Социальные педагоги бьют тревогу. С каждым годом неблагополучных семей становится больше, увеличивается число беспризорных детей при живых родителях. Между обычными семьями и семьями с низким достатком настоящая пропасть. Значит, что-то в этом мире неправильное происходит с людьми. Из души выпал какой-то «шпиндилек» – ограничитель, удерживающий от жадности, равнодушия и потребительства. Классные руководители и социальные педагоги делают все, чтобы хоть как-то вразумить этих горе-родителей, растопить замороженные материнские чувства, ведь дети так нуждаются  в их внимании, в семейном уюте, а дети с ОВЗ еще и в дополнительном лечении. Для школьного коллектива нет лишних детей. Каждый ребенок – свой, собственный. Учителя проводят акции по сбору одежды, следят, чтобы дети регулярно питались в школьной столовой, посещали дополнительные кружки при школе. Школа становится для таких детей миром добра, милосердия и взаимопонимания.

Надежда Иванова