Возвращение к жизни

Отделение медицинской реабилитации в городской клинической больнице № 4, которая находится в Мотовилихинском районе Перми, появилось не так давно — в июле 2015 года

Сказать, что служба медицинской реабилитации в нашей стране очень развита, нельзя — общепризнанными центрами являются Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань. Даже Москва не входит в это число.  В Перми всего два отделения медицинской реабилитации для взрослых пациентов. Много это или мало для региона, в котором проживает почти три миллиона человек?  Заведующий отделением в ГАУЗ ПК ГКБ №4 Павел Викторович Перевощиков считает, что крайне недостаточно.

Сам заведующий по специальности невролог, а также врач лечебной физкультуры. Он стоял у истоков создания медицинской реабилитации в больнице. За полтора года укомплектован штат отделения. При необходимости консультантами выступают врачи других отделений — терапевты, кардиологи, травматологи. Госпитализация в отделение происходит из большинства районов Перми и некоторых районов края.

Реабилитация — что это такое?

Медикаментозная терапия в отделении применяется тоже, но максимум уделяется физической, психологической, эмоциональной и логопедической реабилитации. Специалисты работают мультидисциплинарной бригадой, что сегодня является общепризнанной практикой. Чаще всего в неё входят  невролог, врач лечебной физкультуры, психолог, логопед. Коллективно определяются реабилитационный потенциал и основные реабилитационные синдромы. Если у больного  превалируют двигательные нарушения, значит, им в большей степени будет заниматься врач ЛФК, если нарушения речи или глотания  — логопед.  Например, у больного слабость в руке или в ноге, боли в спине. Специалисты  обсуждают между собой направления работы, методики, высказывают мнения, объединяют усилия, решают, что может помочь.

Как вообще попадают сюда? Пациента осматривают, изучают его медицинскую документацию, исследования, анализы. Если у пациента нет противопоказаний, риск развития осложнений от реабилитационных мероприятий незначительный,  то, как правило, дается утвердительный ответ. Стоит сказать о том, что это пациенты в первую очередь со значительными нарушениями функций, которым нужна посторонняя помощь в передвижении и самообслуживании. Большинство поступает из других отделений больницы, куда они попадают с острым заболеванием (инсультом, травмой, для оперативного лечения). После этого наступает второй этап медицинской реабилитации, и пациент может продолжить лечение в этом отделении. Основные профили:  неврологический — до 75 процентов больных, остальная группа пациентов представлена травматологическим и нейрохирургическим профилями.

Новое отделение

Сегодня в отделении медицинской реабилитации 32 койко-места — это четырнадцать палат, различные производственные помещения  и кабинеты для лечебных и диагностических процедур. В год отделение медицинской реабилитации способно пролечить более 900 человек.

Вдоль широкого коридора по стенам установлены поручни для тех, кому трудно передвигаться. Такие же поручни — в туалетах, в душевой и других помещениях, оборудованных для людей с физическими ограничениями.

Вижу, как по коридору передвигается женщина с палками для скандинавской ходьбы.

 – Начинаем ходьбу с минимальной нагрузки и дальше по нарастающей, – комментирует Павел Викторович, –  рекомендуется больным с нарушением координации движений и нарушением синхронных движений рук и ног.

Интересуюсь методами лечения.

– Основные методики реабилитации были разработаны на Западе, – продолжает зав.отделением, – советские медики имели свое представление о медицинской реабилитации.

В 2016 году Пермский край был включен в пилотный проект Министерства здравоохранения РФ по обучению методам реабилитации, в котором приняли участие и специа­листы клинической больницы № 4, получив необходимые знания.

Дорогое оборудование

Павел Викторович знакомит меня с помещениями. Палаты просторные — с прикроватными рамами для самостоятельного подъема.

Дальше кабинет  массажа и кинезотерапии. Стоит стол Бобата — широкая кушетка с изменяющимся уровнем высоты для работы с больным. Есть аппараты для активно-пассивной тренировки, когда тренажер делает движения за человека или помогает, когда ему не хватает сил. Это необходимо, поскольку любое вынужденное обездвиживание приводит к нарушению функций организма и осложнениям.

Справа буфет, где не только обедают, но и проводятся групповые занятия. Также регулярно здесь выступают творческие коллективы — например, хоры, в том числе из общества инвалидов, и хор медицинских работников.

Далее зал лечебной физкультуры, вдоль стен тренажеры для развития силы и увеличения объема движений и ловкости в конечностях.

Особенно интересно выглядит кабинет механотерапии, где используются аппараты с БОС – биологически обратной связью. Это значит, больной может видеть свое тело или проекцию конечности на экране монитора, чтобы правильно выполнять упражнения.  С помощью датчиков, которые улавливают движения конечностей и корпуса, и компьютерных игр можно тренировать  нарушенные функции — например, ловить или переставлять предметы.

В одной из палат родственники и медперсонал помогали одеваться пожилому мужчине из Чусового, который восстанавливается после удаления гематомы, связанной с тяжелой черепно-мозговой травмой. Было видно, что самостоятельно ему сделать это не удалось бы. Всему придется обучаться заново.

Для этого в отделении есть уголок эрготерапии, где больные с нарушением двигательных функций восстанавливают навыки самообслуживания, приготовления пищи, обращения с бытовыми вещами — телефоном, выключателями, ручками шкафов. Для восстановления используются бытовые предметы и даже детские игрушки — пирамидки, грибочки. Под контролем врачей, инструкторов или во время самостоятельных занятий.

Главное – кадры

– Одна из наших основных задач — научить больного и его родственников,   поскольку этот процесс может занимать многие  месяцы и даже годы, – говорит Павел Викторович. – Наше оборудование стоит миллионы, но самое главное — это кадры, которые должны с пациентами и с оборудованием квалифицированно работать. Хороший специалист должен владеть знаниями и думать в реабилитационном направлении,  предвидеть, как скажутся на здоровье человека нагрузки, учитывая состояние здоровья и сопутствующую патологию конкретного пациента.

Только половина успеха зависит от врачей, остальная — от самого пациента. Главное — это желание больного стать снова здоровым и его стремление к восстановлению нарушенных функций. Если этого желания нет, никакое оборудование не поможет. А захочешь — одного не оставят.

Юрий АСЛАНЬЯН