Что мог посоветовать ей я, не имея в таких вопросах каких-либо психологических познаний кроме тех, что сам пережил в далеком инвалидном детстве. Видимо, ребенок чувствовал неуверенность в себе по причине нездоровья, боялся быть отвергнутым, когда не решался подойти на улице к играющим детям. А ведь известно, общение обычно строится во время совместной игры. Поэтому было бы небесполезно потренировать ребенка насколько возможно в разнообразных упражнениях: прыжках, бросании мяча, других посильных, интересных для него упражнениях для того, чтобы он ощутил уверенность в своих силах, не испытывал стеснения перед сверстниками. Ему необходимо дать почувствовать, что другие дети, какие ни на есть, тоже нуждаются в нем, как и он, инвалид, в них. А для этого важно сблизить детей: сходить, например, в театр, на прогулку, чтобы среди школьных товарищей он нашел себе друга.
Только в подобных обстоятельствах, на мой взгляд, ему легче будет постигать премудрости новой жизни. Разумеется, следует избегать постоянного обострения чувства неполноценности, что непременно стало бы сказываться на успеваемости в учебе, общем развитии.
Необходимо, чтобы ребенок – инвалид он или не инвалид – понимал: он в этом добром, хотя подчас и жестоком, мире всегда кому-то нужен.
Василий ЕГОРОВ