Гидрореабилитация

ИЗ ВОДЫ НА СУШУ

В номерах газеты № 7 («Учимся плавать и жить») и № 11 («Заплыв в будущее») за 2011 год мы рассказали о зарождении нового для Прикамья вида реабилитации – плавании. Не просто «бултыхании» в воде ребятишек с ДЦП и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а именно гидрореабилитации.

Непосредственно к этому были подключены директор краевого центра реабилитации инвалидов, зав. кафедрой физической культуры и здоровья, курсами медико-социальной и физической реабилитации медакадемии В. А. Бронников, специалисты по гидрореабилитации тренеры Н. В. Киселева и Л. И. Сюткина, с заинтересованной помощью директора бассейна при гимназии N 2 К. В. Дылдина. Дали «добро» Минсоцзащиты и Министерство спорта края.

При столь внушительной, деловой и финансовой поддержке успешно прошли занятия первой группы детей. Результаты превзошли ожидания, что красноречиво подтвердили летние соревнования в бассейне «Олимпия»: дети не только прекрасно держались на воде, но и хорошо проплыли 25 метров.

Задача же состояла в том, чтобы научить ребятишек плавать, восстановить пораженные болезнью мышцы, заставить их работать, «расправить» дыхательный аппарат, чтобы нормализовать циркуляцию крови, усилить ее приток к пораженным органам, заставить «вспомнить» и заработать утраченные навыки.

Периодически информация о ходе работы тренеров и их маленьких победах до меня доходила, но пока я сама не убедилась воочию в приемах, методах, практике, заснятых на видео, все мои представления носили чисто умозрительный характер.

Видео раскрыло глаза. Почти все дети, разные по возрасту – от 3 до 19 лет, — разные по степени, по характеру последствий болезни. У кого-то гиперкинез, спастика зашкаливает, тело с трудом подчиняется командам тренера. И тут в паре работает волонтер, он берет на себя «приводную» функцию: сгибает-разгибает руки, ноги, повторяя команды. Затем ребенок, которого бережно держит тренер-реабилитолог, сам пытается повторить все указания. Руки тренера и волонтера страхуют каждый момент освоения ребенком новых для него положений тела.

Другой кадр, на котором запечатлены групповые занятия, напоминает синхронное плавание. Здесь и прыжки, и подводное плавание, и размахи рук и ног – короче, усложненный вариант. Хотя ДЦП со своими «вывертами» складывается зримо, но дети словно вступают с ним в поединок – кто кого.

Они многое уже умеют, не просто прекрасно держатся на воде – плывут брасом 50 метров, достают со дна разбросанные снаряды. И всюду их сопровождают готовые в любой момент подхватить руки специалиста-тренера.

Волонтеры – студенты из медакадемии и педуниверситета – Настя Пирожкова, Мария Довганюк, Ксения Белослудцева, Ульяна Дебрецени, Ирина Наумова, помогая в столь необычной практике, хочется думать, обретают не только практические навыки занятий с детьми-инвалидами, но едва ли не самое главное – неподдельную увлеченность работой со стороны тренеров. Для этого стоит просто видеть глаза Натальи Валерьевны, слышать восторженный ее голос, как только начинает говорить о своих детках. Да она своим горением способна зажечь кого угодно! Их тандем с директором центра реабилитации профессором В. А. Бронниковым в пробивании данного направления – гидрореабилитации не случайно имел положительный результат: начавшись с 5 детей, имея финансовую обеспеченность благодаря проплате Минсоцразвитием края и городской соцзащитой, направление внушительно увеличилось – сейчас в группах занимаются уже 32 ребенка.
Безусловно, надо отдать должное родителям: водить своих детей (не каждый при этом имеет свой транспорт), подключаться в бассейне к занятиям – громадная нагрузка. Однако успех, подвижка в состоянии ребенка с лихвой компенсируют и моральные, и физические затраты родителей. Их груз с готовностью разделяют подвижники своего дела.

ЭКЗАМЕН У НЕПТУНА

Новогодние каникулы для детей – это всегда затянувшийся праздник. А в бассейне ребятишки даже и не заметили, как новогодний праздник обернулся праздником Нептуна, одетого в шубу Деда Мороза, но с трезубцем (!), которому они продемонстрировали свои успехи и достижения. Малыши смотрели на него завороженно, не догадываясь, что перед ними один из тренеров Любовь Ивановна. Те, что постарше, с любопытством всматривались.

Дед Мороз-Нептун каждого поздравил, вручил небольшие подарки, жал руку, говорил разные хорошие слова. Его помощники-волонтеры вместе с другим тренером, с детьми, родителями-помощниками заняли водное пространство бассейна и устроили парад. Восторг светился на всех лицах.

Еще бы! То, что дети освоили в воде, они могли осуществлять и на суше, ноги обретали твердость и крепость, руки стали более послушными, походка не столь качающейся – в детях произошли поистине волшебные превращения. Так что оценки, поставленные Нептуном, были заслуженно положительные не только для пловцов, но и тех, кто вывел их на водную дорожку.

ИНТЕРВЬЮ ПО ПОВОДУ 

– Но вот кончается заветный сертификат и что с детьми дальше? – не могу не задать своего вопроса.

– А дальше они переходят в платную группу занятий. Цены по нынешним меркам вполне сносные, — предвидя мой следующий вопрос, информирует Наталья Валерьевна. – По крайней мере родители умоляют не бросать занятия с их детьми. Ведь просто поплавать в бассейне, без тренера и упражнений, стоит дороже. Тем более, что и вода в нашем бассейне озонированная, без раздражающей хлорки.

– Что такое «Движение плюс»?

– Это оздоровительный центр, именно с таким названием мы его организовали.

– Во главе с руководителем…

– С руководителем – директором бассейна гимназии, тоже тренером по плаванию Дылдиным Константином Валерьевичем. Он активно поддерживает наши начинания, а эта вера мобилизует нас. Наш коллектив, можно сказать, заряжен работой, – заочно знакомит меня со своими коллегами Наталья Киселева. – Представьте, возвращаемся с работы, а Любовь Ивановна так искренне, от души проговаривает: «Как я хочу работать!». На самом деле это так и есть, потому что интересно.

К разговору подключается Владимир Анатольевич Бронников:

– Прошел еще один этап проекта. В методическом плане провели немало работ по темам: что такое детский церебральный паралич, как формируется патология движений – раскрыли механизм патогенеза в сущности, и на основании этого специалисты внесли определенные коррективы в свои программы. А это отразилось на результативности и качестве оказания услуги: замерили результаты, отработали систему контроля, эффективности. После обработки статистических данных получили просто потрясающие результаты. Мы измеряли физические возможности детей за 12 занятий: к примеру, у них увеличилась задержка дыхания при плавании – а это весьма важный показатель возможностей кардиореспираторной системы. Проводились разные тесты на физические возможности, которые измерялись в метрах и определенных единицах. Все данные касались показателей в условиях воды.

– А на суше?

– Это уже следующий вопрос: мы разработали систему оценки двигательных возможностей на суше. Родители отмечают значительный эмоциональный успех, двигательный, речевой, мелкой моторики – в целом в плане развития. У ребенка более ярко проявляется эмоциональная сторона – желание жить и чего-то достигнуть, сразу хотят стать спортсменами и активно заниматься.

– Плавая в бассейне, дети понимают, что они могут ходить, – дополняет Н. Киселева. – А раз это они уяснили, походили по воде, у них появляется реальное желание так же передвигаться в домашних условиях, принимать вер-ти-каль-ное (вот так, по слогам и произносится – Д. Г.) положение, а не привычное горизонтальное. Они пытаются не просто лечь на воду, но встать! Без опоры и поддержки взрослых. Одна из мам написала отзыв о том, что дочь стала самостоятельно вставать и самостоятельно пошла. Ее не надо заставлять что-то делать – все получается с охотой, с желанием отправляется на тренировки. А приходя из бассейна, отрабатывала все движения, которые делали в воде. Сейчас ей 13 лет – и она сама пошла.

– Большой фактор в этом, безусловно, психогенный, – объясняет данный успех Владимир Анатольевич. – Ребенка раскрыли, девочка поверила в то, что она может.

– Каким образом родители узнают, куда обращаться в аналогичных ситуациях?

– Сами родители передают друг другу информацию. Таким же образом они узнают о сертификатах. Такое «радио» срабатывает безошибочно. Сейчас мы делаем сайт. Эту программу поддерживает министерство спорта, за что очень благодарны. И вот что еще примечательно: волонтеры после каждого занятия сами (!) оставались для подведения итогов, разбирали, говорили, что увидели, чего бы им хотелось увидеть, то есть проходила учебно-воспитательная работа, они и дальше хотят работать с нами.

Н. В. Киселева: Мы все отрабатываем методику, чтобы подготовить материалы учебного плана и вести работу со студентами по гидрореабилитации. Сейчас пойдем дальше.

В. А. Бронников: Нам-то что было интересно? Чтобы это направление развивать, может быть, вообще сформировать школу. Современную, на высоком инновационном уровне технологии, с хорошей методической и практической базой.

– Ну хорошо, программа закончится, а что дальше? Куда определятся все дети?

Н. В. Киселева: У каждого в дальнейшем свой этап. Их 32, остались заниматься за свой счет 22 ребенка. Пока найдется добрый дядя или найдет средства министерство, родители не хотят отходить от того, чего добились тренеры с их детьми. Вот и занимаются.

– А средства позволяют?

– Есть родители разного достатка, есть и ниже среднего – все равно для детей средства находят. Все решит тендер: кто выиграет, тот и получит, и еще: дважды в год ребенок не получит такую возможность.

– А новеньких уже набираете?

– А как же! Постоянно! Здесь налицо два главных момента: востребованность и реализация.

– По крайней мере, – заключает наш разговор Владимир Анатольевич Бронников, – в нашем крае гидрореабилитация – явление новое, неизученное. Мы – первопроходцы. Главное, не открою ничего нового, работать и добиваться результатов, которые моментально окажутся востребованы всеми.

Дина ГАЛИНА