СТАРТ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ

03Даньке два годика. Светловолосый, голубоглазый малыш с красивой улыбкой и ямочками на щеках. Про таких говорят: «Не ребенок, а картинка». Но картинка не сходится с реальной жизнью. С рождения правая ручка Данила неподвижна, она висит словно сломанная веточка. Тотальный паралич, или парез, – результат родовой травмы, таков диагноз у малыша.

С Даниилом и его мамой Светланой я познакомилась в отделении восстановительного лечения (ОВЛ) при детской поликлинике №2 города Перми. Вторым домом называют они это отделение, ведь направили их туда, когда ребенку исполнился всего месяц. В роддоме врач неонатолог утверждал, что рука мальчика никогда не поднимется, пальцы работать не будут, но мамино сердце подсказывало совсем другое – ручку нужно лечить. Если врач не видит перспективу выздоровления ребенка – это вовсе не значит, что ее нет.

При лечении заболевания мы рассчитываем на полное выздоровление.  Но лекарство подобно воде при пожаре: тушит огонь, но не восстанавливает пепелище. Выздоровление – функция исключительно самого организма. Восстановление происходит за счет собственных сил. Резерв есть у каждого, в том числе у новорожденных, родившихся с патологией.

Я застала малыша в физкультурном зале. Он вместе с папой делал упражнение для правой руки – захват фишек из корзинки.  И у него это получалось, пусть не с первого раза. Мама вспоминает, что когда они пришли в ОВЛ, то поначалу было страшновато: парез – серьезный диагноз. Но с каждым посещением, при столь заботливом отношении медицинского персонала, просыпалась надежда на выздоровление: «Мы находились в атмосфере доброты и счастья, мы забывали про плохое. Детский доктор, который улыбается маме и малышу, спрашивает об успехах, помогает в любых сложных вопросах, – это бесценно!».

Во время процедур Даниил никогда не плакал, не капризничал, все назначения врача он переносил стойко, улыбался. Вскоре невропатолог заметил первые положительные реакции правой руки. Руку прооперировали. Сегодня Даниил вновь проходит восстановительное лечение. Массаж, физиопроцедуры, рефлексотерапия и, конечно же, физкультурный зал, где можно потанцевать с другими детьми, показать, как  работает правая рука. Мама, наблюдая за сыном, твердо уверена, что в школе он сможет писать правой рукой.

03a

А вот семилетняя Дарья. После разминки на беговой дорожке она встает в вертикализатор – тренажер для тех, кто не может стоять самостоятельно. Для этого ножки выпрямляют и крепят с помощью специальных приспособлений к опоре. Так девочка стоит 40–50 минут, находясь в вертикальном положении, опираясь ногами на твердую поверхность. В это время с ней можно поиграть в мяч или порисовать на специальном столике, который крепится к вертикализатору.

В шесть месяцев, когда Даша не смогла самостоятельно сидеть, мама забила тревогу. Диаг­ноз ДЦП средней тяжести подтвердился. По направлению нев­ропатолога они поступают в ОВЛ. Здесь ребенок под наблюдением специалистов проходит курс массажа и физиопроцедуры, учится заново сидеть, ползать при помощи тренажера «Лисичка», кататься на специальном велосипеде, пробует самостоятельно ходить в специальном костюме «Атлант». Мама Дарьи уверена, что чем раньше ребенок начинает заниматься на тренажерах в физкультурном зале, тем быстрее организм пойдет на выздоровление. Пренебрегать восстановительным лечением ни в коем случае нельзя. Чтобы добиться положительного результата, нужно постепенно увеличивать физические нагрузки, так как организм растет и воздействие на него должно быть адекватным. Нельзя жалеть себя, лениться, иначе результата не будет. В основе выздоровления лежит совместный труд врачей, родителей и ребенка. В этом году Дарья пойдет в обычную общеобразовательную школу. Вот уже два года она учится по воскресеньям. Она неплохо читает, решает задачи на логическое мышление, перепечатывает буквы из книги. На занятиях Даша сидит одна, без мамы, так что к работе в детском коллективе готова.

Мое внимание в этом отделении привлек Олег, он чуть старше – уже учится в первом классе, ему девять лет. В школу пошел позже своих одногодков. Для начала требовалось укрепить здоровье. Слабый мышечный тонус и нарушение координации движений замедлили физическое развитие. В два года Олег не мог самостоятельно стоять на ногах, падал. Невропатологом был назначен курс лекарственной терапии и выписано направление в отделение восстановительного лечения. В отделении есть хорошая традиция – во время массажа мама всегда присутствует рядом. На третьем – четвертом сеансе врач массажист берет мамины руки и начинает массировать ими тело ребенка.  Эффект от массажа повышается в несколько раз. Тоненькие генетические и физиологические ниточки, связывающие мать с  ребенком, сплетаются в канат, способный вытащить организм из болезни.

Лечение помогло. Олег стал делать первые шаги. Сегодня он ходит в обычную общеобразовательную школу с сопровождающим, но самостоятельно сидит на уроках, играет на переменах, посещает уроки физкультуры. Пусть он ходит и бегает немного не так, как его сверстники, может упасть, но  встает сам, а затем снова продолжает движение. Два раза в год (весной и осенью) он проходит лечение в восстановительном отделении при детской поликлинике, и сам напоминает маме, что уже пора в тренажерный зал и на массаж. Так чувствует его организм, в котором запущен механизм выздоровления.

Надежда ИВАНОВА