В техникуме Любовь Анатольевна работает одиннадцать лет: преподавала математику и информатику, а пять лет назад стала работать с архивариусами. – Что самое сложное в вашей работе? – спросил я её. – Самое сложное — это подготовка урока, ведь в группе учатся ребята с ограниченными возможностями здоровья – глухие, слабослышащие. Поэтому необходимо сделать так, чтобы урок был как можно нагляднее, для этого требуется разработка необходимых схем, опорных конспектов. Ещё недавно не было сурдопереводчика, поэтому работа осложнялась. Сегодня сурдопереводчиком работает Светлана Григорьевна Вешкемова, осваивающая тонкости профессии. Бывают и другие сложности. Был случай, когда преподаватель вела урок слишком быстро, не ориентируясь на возможности восприятия материала учениками на слух. Ребята перестали посещать её уроки. Руководство филиала поговорило с преподавателем, провело разъяснительную работу с родителями учеников. Конфликт был разрешен.
На архивариусов учатся ребята с заболеванием слуха. Поступают после 9 класса. Здесь проходят предметы общешкольного курса за 10-11-е классы и профессиональные дисциплины. Курс обучения два с половиной года.
В техникуме было уже два выпуска ребят этих групп.Любовь Анатольевна о них говорит с любовью и надеждой: – В группе всего три девочки. Остальные – мальчики, все высокие и красивые. Все участвуют в разных видах спортивных соревнований, доступных им. Мир глухих и слабослышащих — это особая атмосфера взаимопонимания, дружбы. В свободное время девочки поют в ансамбле «Поющие ручки». Дима Власов только что приехал со спортивных соревнований. Двойняшки Слава и Николай Ивановы учатся без «троек» и тоже являются участниками ансамбля «Поющие ручки». Александр Степаньков не слышит и не умеет читать по губам, но он занимается спортом. И, конечно, понимает, что говорит Любовь Анатольевна.
Преподавателя беспокоит судьба ее учеников. Одним из них удается найти работу — в архивах и других учреждениях, а другим не удается. – Сегодня инвалидам под тем или иным предлогом чаще всего отказывают в работе, – говорит она. – У нас была молодая пара — они познакомились в техникуме, после окончания которого начали искать работу. Работодатели, как только узнавали, что ребята инвалиды, отказывали сразу. В одном месте они этого не сказали — и их приняли. И там до сих пор не знают этого. Но молодые лишены льгот работающим инвалидам.
Любовь Анатольевна Васюкова заняла в конкурсе второе место. Но в конце концов не это главное, а то, каким преподавателем считают тебя ученики. Именно они определяют, кто лучший. Если ученики становятся специалистами, значит, они понимают, что говорит учитель.
Юрий АСЛАНЬЯН