Февраль на дворе – последний зимний месяц, младший сын зимы. «Снежень» — так называли февраль за обильные снегопады.
Есть у него и другие названия: «крутень», «вьюговей» – за метели и вьюги; «лютень» – за последние сильные морозы; «бокогрей» – за то, что солнце уже заметно, но греет только с солнечной стороны, один бок. Много народных пословиц, примет, поговорок, связанных с февралем: февраль, коль морозом не возьмет, то все дороги заметет; бежит вьюга по снегу, а следа нету. Приметы: первого числа капель – в весну раннюю верь; шестого – день весноуказчик, каков он, такова и весна; а на Ефрема (10-й день) ветер понесся – к сырому году. Все приметы говорят о том, что февраль – многоликий, контрастный по погодным условиям месяц: морозы, оттепели, метели, гололед. Тем не менее у древних славян он назывался весной света. Чаще проглядывает синева неба, светит солнце, за месяц день удлиняется на два часа, укорачиваются ночи.
Говорят, в феврале зима с весною встречаются. Вышел как-то таким зимним днем на улицу и вижу: с южной стороны крыши свисают сосульки. «Вот и хорошо, — говорю себе, — они уже встретились». Днем температура понизилась до минус двух градусов, на дорогах снег почернел и превратился под колесами машин в месиво, во дворах домов шумели дети, играли в снежки и лепили снежную бабу.
Вспомнил свои детские лыжные прогулки по лесу, когда еще здоровым был. Представил, сколько всего интересного можно увидеть в лесу в это время. В ясные солнечные дни лес звенит от птичьих голосов, на пригреве собираются воробьи, звонче и веселее обычного, будто чувствуя приближение весны, поют свою незатейливую песенку: чив-чив-чив. «Тук-тук-тук» – отстукивает свою «морзянку» пернатый «кузнец» дятел. Он уселся на пенек и долбит сосновую шишку. Закончит, полетит за другой на ближайшую сосну. Они, молчаливые и величественные, надели снежные шапки. Маленькие сосенки тоже все в снегу, так и хочется, глядя на них, освободить их от этого гнета. На полянке у большой березы ветви свисают чуть ли не до земли, покрыты пушистым инеем и в солнечном свете кажутся слегка розоватыми.
…Катят лыжи-самоделки по лесной санной дороге. По ней зимой деревенские мужики перевозили стожки сена из заречных лугов, дрова, бревна под будущее строительство. Вокруг – картины-чудеса, одна краше другой. Вот будто вылез из сугроба человечек в огромной белой папахе и бурке, уставился на побелевший лес. Под елью кто-то бодрый вскинулся на дыбки, то ли зайчик, то ли белочка. Вот птица не птица, зверь не зверь – загадочное существо: шею вытянуло, крылья свесило, того и гляди – полетит. А тронь – рассыплется, останется на снегу легкая вмятина. Дышишь чистым воздухом, он сосновый, смолистый – бальзам да и только.
Вспомнилось – и на душе стало радостно. И хочется сказать: у кого есть возможность, ведь не все опорники, не упускайте ее, хотя бы однажды за зиму совершите такую прогулку. Здоровья прибавит, настроения и надолго запомнится.
Впереди еще немало метелей, снегопадов, ясных и морозных дней, но это уже не глухая зимняя пора. С каждым днем заметно, как сгущается синева небес. Это весна пробуждается, открывая васильковые глаза. На земле, и в небе, и в наших сердцах.
Егор ВАСИЛЬЕВ