Они подают лапу помощи

Воскресное утро семьи Роговых лишено привычной для большинства ленивой расслабленности. Деловито настроенный глава торопит семейство – пора ехать! У трёхлетнего сына Кости сегодня занятие по канистерапии. Два  года назад эти поездки стоили обоим родителям больших нервных затрат, папа категорически не принимал этот вид лечения. За это время многое изменилось. Если первые полгода Костю носили туда на руках, то теперь он уверенно топает собственными ножками.

Появление на свет оставило малышу драматичные последствия в виде тяжёлого поражения двигательного аппарата, деформации костей черепа и задержки речи. Ошибки медиков усугубили непростую ситуацию.

– Первое время было самым тяжёлым, – поделилась мама. – Мы не знали, что нам делать.

Если её отчаяние прорывалось через жалобы и слёзы, то переживания папы были заперты внутри, только его голова постепенно белела, не соответствуя возрасту. Судиться с роддомом? Но что это даст? К тому же силы и нервы нужны сейчас совсем для другого.

Лечение в стационаре не принесло ощутимого результата, но оставило тяжёлое впечатление от мам, спасовавших перед диагнозами своих детей. Мама Кости решила идти другим путём, сделав ставку не на медикаментозную терапию, а на методы реабилитации. В реабилитационном центре на ул. Сивкова она увидела совсем других мам – верящих, что судьба помогает только тем, кто сам прилагает усилия. Массаж и канистерапия стали частью их жизни. Хотя поначалу десяти минут пребывания в зооцентре было достаточно, чтобы Костя совершенно терял интерес к происходящему. А путь был неблизкий – из Кондратово через весь город. Но упрямая мама отстояла поездки, и ситуация, казавшаяся безвыходной, стала медленно меняться.

Первый удар по папиному неверию был нанесён, когда сын, хоть и с посторонней помощью, но всё же стал нанизывать кольца на шею собаки. А ведь он ничего не умел делать сам! Это был прорыв. А потом стремительно пошла положительная динамика: с интервалом в 1–2 месяца Костя стал сидеть, стоять и наконец – пошёл! В медицинской карте он до сих пор значится, как лежачий больной. Даже его постоянная ринорея, выдержавшая испытания всевозможными каплями, сдалась, по мнению мамы, под напором именно канистерапии. И это похоже на правду: наука давно доказала, что лизоцим, содержащийся в собачьей слюне, обладает бактерицидным действием. А правильное носовое дыхание очень важно для интеллектуального развития детей, поскольку является необходимым условием достаточного снабжения мозга кислородом.

Сам малыш пока не может рассказать, что для него значит общение с четвероногим другом, но первыми его слогами были: «Ав – ав!»

Как всё начиналось

Занятия по канистерапии проводит совершенно безвозмездно Елена Дюкова со своей питомицей Никой – ирландским терьером, обе прошли свои «университеты». Для Ники всё началось с отбора, главными критериями которого являются доброжелательность собаки и устойчивость её нервной системы, при этом ни пол, ни порода решающего значения не имеют. После своеобразного кастинга начинается обучение собак продолжительностью в 1 год. Срок немалый, но необходимый для исключения даже минимальных рисков.

Елена по образованию педагог, преподаватель русского языка и литературы, а по увлечению – собаковод-любитель. Как-то одна из «собачниц» Анна Кудрина поведала группе единомышленников о канистерапии. Это заинтересовало будущих волонтёров и стало точкой разворота. По их приглашению, Пермь посетили специалисты по канистерапии, работающие в других городах, Татьяна Любимова из московского клуба «Солнечный пёс», Людмила Амарантова и Мария Мальцева из Санкт-Петербурга. Собаководы и сами выезжали на различные конгрессы, приобретали знания самостоятельно.

Их первый рабочий выход в социально-реабилитационный центр «Радуга» состоялся в начале прошлого года. Дебют был успешен. Собаки обрушили такую безоглядную любовь на неблагополучных подростков, недополучивших её в семье, что те менялись на глазах. Всё дело в том, что собаке не важно, как ты выглядишь, насколько успешен. Её радует просто факт твоего существования. Недаром говорят: «Если у тебя ничего нет, но есть собака – ты богат».

Летом 2013 года собаководы-волонтёры были приглашены в районное общество инвалидов на праздник, организованный для детей-инвалидов.

– Мы увидели реальные результаты, – вспоминает Елена. – Детская мотивация на общение с собакой была настолько велика, что буквально через 5 минут их взаимодействия у детей с ДЦП снималась спастика и согнутые гиперкинезом пальцы расправлялись, поднося корм к собачьей морде.

Мозг подал сигнал мышцам, и те безоговорочно выполнили команду. Какому лекарству такое под силу? Столь быстрый эффект сподвигнул волонтёров на продолжение сотрудничества.

Сегодня волонтёры со своими верными друзьями работают на базе СРЦ «Радуга», детского коррекционного дома № 2, в реабилитационном центре, что на улице Сивкова, 14, и в зооклубе
«ДогАктив», где и произошла наша встреча с Еленой Дюковой.

В зооклубе «ДогАктив» занятия проводятся два раза в неделю: по субботам – групповые, по воскресеньям – индивидуальные с детьми, имеющими двигательные, речевые и интеллектуальные нарушения. Здесь же практикуется и семейная канистерапия под руководством профессионального психолога. Помещение бесплатно предоставляет арендатор Анастасия Зуева – тоже волонтёр.

Поверить в результат

Следом за Костей приводят его ровесницу Мадину. Диагноз ДЦП не пугает родителей, настроенных очень решительно. Вся неделя у ребёнка расписана, кроме канистерапии, ей предстоят занятия по иппотерапии, затем ЛФК с массажем, бассейн и шахматы. По совету реабилитолога, для укрепления мышц мама с дочерью иногда добираются туда не на машине, а на трамвае, стоя рядом с пустым сиденьем и держась за поручни, вежливо отклоняя попытки сердобольных бабушек усадить ребёнка.

Просто удивительно, насколько старательно 3-летние малыши выполняют задания Елены, хотя некоторые даются им непросто. Всё дело в живом инструменте реабилитации.

Разведя руки в стороны, Мадина измеряет длину собаки. Сосредоточенно делает ей массаж, повторяя гладящие и рубящие движения. Во время попытки дотянуться до лап Ники, сложенная «черпачком» ладошка девочки – о чудо! – неожиданно расправляется. Это очередная небольшая победа над гипертонусом. Затем, упираясь ножками в собачью спину, ребёнок пытается сдвинуть собаку с места. Когда Ника встаёт, образуя живую арку, Мадина, встав на четвереньки, пролезает у неё под животом. Собака ведёт себя очень корректно, однако не упускает возможности лизнуть маленьких пациентов. Следующее упражнение можно условно назвать – «переход Суворова через Альпы», где роль полководца выполняет Мадина, а горы изображает лежащая на боку Ника. Горный перевал пройден, теперь собака послушно подставляет шею для нанизывания колец. В конце занятий Мадина доверительно поделилась заботой: «Надо ехать в «Семью» за картошкой». А Ника по сигналу хозяйки прощально помахала ей лапой.

Светловолосый вихрастый Сёма уже ждёт своей очереди в коридоре. Ему 5 лет. Он уже большой и занимается без мамы. Несмотря на односторонний парез, Сёма довольно активен, поэтому характер занятий становится динамичнее. Мальчик бросает собаке мяч, подавая команды голосом: тут подключается и речевая тренировка. Ника с энтузиазмом апортирует его. Пока командные интонации, несмотря на многократные повторения, Сёме не даются, но очевидно, что игра обоим доставляет большое удовольствие.

Лохматый доктор

– Решающим фактором при канистерапии является внутренняя мотивация детей на общение с собакой, – поясняет Елена.

Трудно заставить маленького ребёнка заниматься гимнастикой. А гладя, расчёсывая, давая корм четвероногому другу, он непроизвольно тренирует нужные группы мышц, развивает моторику. Важное значение имеет эмоциональный фактор – все дети любят животных.

– При контакте с собакой задействованы все сенсорные раздражители. Особенно велика роль тактильного контакта, – продолжает моя собеседница. – Температура тела собак на два градуса выше, чем у человека. Являясь свое­образной шерстяной грелкой, она расслабляет мышцы, снимает спастику. Боль уходит. Лёжа на собаке, ребёнок подстраивается под её естественное дыхание – это улучшает кровообращение мозга.

Положительное воздействие на человека домашних любимцев было подмечено давно. Хозяева собак реже болеют сердечно-сосудистыми и суставными заболеваниями, менее склонны к аллергии, устойчивее к стрессам, даже раны и ссадины у них заживают быстрее. Хорошие результаты канистерапия даёт при различных психических нарушениях, аутизме. Вспоминается эпизод из романа Солженицина «Раковый корпус», где героиня врач-онколог, узнав, что сама неизлечимо больна, много дней была не в состоянии думать ни о чём другом. Оказавшись в доме, где держали сенбернара, она впервые забыла о диагнозе. Настолько эмоционально значимо воздействие на нас собак. В медицине зафиксирован случай, когда домашний пёс вывел из комы своего 10-летнего хозяина, попавшего в автоаварию, просто облизав ему лицо.  За рубежом давно существует практика приводить собак в дома престарелых, возвращая старикам энергию жизни.

Однако, несмотря на порой потрясающие результаты, нельзя считать канистерапию панацеей. Это одно из звеньев в цепочке реабилитационных мероприятий. Но очень важное звено, которое, несмотря на факты, не спешит признать официальная медицина. Лишь благодаря таким бессребреникам, как Елена и другие волонтёры, собаки продолжают протягивать лапу помощи людям. Правда, из 10 пермских волонтёров реально работающих только 5. Конечно, это не покрывает потребностей.

Время неумолимо уходит, а дети нуждаются в лечении такого рода уже сегодня. Поэтому обращаемся с просьбой к хозяевам собак спокойного нрава.

Если вы имеете потребность помогать людям и готовы пройти специальное обучение, приходите со своими питомцами на предварительный просмотр в зооцентр «ДогАктив» по адресу: ул. Старцева, 17а, или звоните по телефону 8–909–72–94–666 Елене Дюковой, ведущей подготовку волонтёров.

Мария ПАРШАКОВА