Она выросла в городе Александровске в большой семье — семь человек детей. Жили в двухкомнатной квартире. И то жилье дали только тогда, когда родился шестой ребенок. Она была самой младшей. Родители работали на машиностроительном заводе. Через год после её рождения отец умер. Мать воспитывала всех одна — старшей дочери было шестнадцать. Сегодня это невозможно себе представить. Спасал огород, на котором работали все.
Наталья училась в специализированной школе для детей с церебральным параличом, жила в Перми в интернате, с другими детьми-инвалидами из разных концов Прикамья. Пела в ансамбле. Посещала кружки — по вязанию, по выжиганию. Там же учился и Андрей Копыльцов, с которым Наталью жизнь сведет ещё раз — и уже навсегда. Старшие классы прошли в гимназии Александровска, куда она вернулась после окончания 9-го класса. В 1998-м была признана «Учеником года» родного города. Участвовала в краевых олимпиадах по математике, литературе и русскому языку. Гимназию закончила с серебряной медалью. Физкультура ей не засчиталась! Что тут скажешь… А так должна была быть золотая.
Снова приехала учиться в Пермь, жила в общежитии. Окончила гуманитарный факультет Пермского государственного технического университета по специальности «экономика и управление на предприятии». Сегодня работает в Пермском техникуме отраслевых технологий бухгалтером.
Андрей самостоятельную жизнь начал с первого класса. В той же специальной школе занимался в фотокружке, увлекался выжиганием, макраме и вязанием спицами. До сих пор хорошо вяжет. После девятого класса вернулся к родителям и перешел в общеобразовательную школу. После школы поступил в училище № 25, получил специальность бухгалтера, закончив учебу с красным дипломом. Затем прошел переобучение в центре занятости по специальности «социальная работа». Поступил в Московский открытый социальный университет на психологический факультет. Уже 12 лет работает в центре дополнительного образования «Рифей». Занимался туризмом, участвовал в соревнованиях инвалидов, даже во всероссийских. Ходил на сплавы по Косьве, Сылве, Чусовой и Березовой.
Они встретились снова — теперь уже в Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов, когда принимали участие в реализации проектов «Уроки доброты» и «Город равных возможностей». Последний ставил перед собой целью привлечение волонтеров для решения социальных проблем, касающихся инвалидов, и создание доступной городской среды. «Уроки доброты» были направлены на формирование позитивного общественного мнения среди школьников о инвалидах. Кто такие люди с инвалидностью, чем занимаются? Чтобы дети относились к людям с ограниченными физическими возможностями адекватно. При этом участники проекта работали на занятиях с детьми в парах. Вот Андрей с Натальей и попали в одну пару. Судьба! Наталья в это время ещё заочно училась и параллельно начала работать в колледже. На протяжении семи лет он вел «Уроки доброты», собирал материалы, систематизировал их, обрабатывал на компьютере. По результатам работы написал и опубликовал книгу «Уроки доброты» (философия независимой жизни)».
Десять лет назад они поженились. На работе ей выделили две комнаты в общежитии.
Когда у нас появился сын Ваня, – рассказывает она, – пришлось нелегко. Сталкивались со многими трудностями. Например, как купать ребенка в общежитии коридорного типа? Андрей наливал воду в ведро и через весь коридор тащил её в комнату, там кипятил, наливал в ванночку с марганцовкой. Купали ребенка, а потом он ведрами таскал эту воду обратно. И так каждый день.
При этом с молодыми родителями в общежитии жила мама Натальи, которая в это время тяжело болела. Приходилось ухаживать и за ней. За продуктами чаще всего ходил муж, иногда – вместе, брали с собой ребенка.
Наташа у меня молодец – кормила грудью до года и трех месяцев, – говорит Андрей, – известно, от этого зависит иммунитет ребенка. Все старались делать совместно, при необходимости — подменять друг друга. На ссоры времени не оставалось. Как муж и психолог скажу — характер у неё выдержанный. Любящая, добрая. И кормит вкусно — и манник приготовит, и блины испечет, и салаты соорудит.
Но Андрей у меня – первый помощник, – прерывает мужа Наталья, – что касается, например, полов — моет только он. Сейчас и сын помогает делать уборку квартиры, хотя ему всего восемь лет. Андрей никогда не повысит голос, всегда тактичен и выдержан. Он – человек, который сделал себя сам.
Если у тебя есть голова на плечах и стремление, то это надо использовать, даже если физические возможности ограничены, – добавляет Андрей уже, видимо, как психолог и преподаватель.
В настоящее время в Центре дополнительного образования, где работает Андрей, ведется и научная работа — опытно-экспериментальная деятельность по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начальной школы. И этим он занимается тоже. Он проводит мониторинг дополнительного образования. В 2015 году будут подводиться итоги — результаты диагностик, динамика развития ребенка с 1-го по 4-й классы.
У него хорошие отношения с учениками старших классов в двух общеобразовательных школах, где он ведет уроки психологии и профориентации, и здесь, в Центре, с учениками младших классов ведет развивающие занятия — развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Он – психолог и знает, как надо говорить с ребятами.
Наташа, она очень целеустремленный человек, – продолжает он, – ставит перед собой цель и неуклонно идет к ней. Например, надо найти работу. Года три назад было сокращение штата, ей выдали выходное пособие, она не смогла встать на учет в центре занятости, поскольку на руках у нее не было программы реабилитации. Она стала искать работу самостоятельно и нашла её в фирме, предоставляющей бухгалтерские услуги. Через год Наталью пригласили обратно в техникум. Все зависит от человека.
Задолго до замужества и рождения сына Наталья решила приобрести собственное жилье. В 2006 году, когда родился сын, появился стимул решать свой квартирный вопрос серьезно. Потихоньку накопили денег, ещё взяли кредит в банке. Однокомнатную квартиру купили по ипотеке. Через некоторое время квартиру продали, взяли ещё один кредит — и купили двухкомнатную. Что, однако, делают люди с ограниченными физическими возможностями!
Нет, негативного отношения в коллективе к себе как инвалиду я не ощущаю, – отвечает Наталья на мой вопрос, – общество целом меняется, но прошлые стереотипы остаются, например, в плане продвижения инвалидов по службе. Хотя мы сами на этом не зацикливаемся. Имеем то, что имеем. Конечно, в транспорте, когда в час «пик» едешь на работу, место не уступят, хотя видят, кто перед ними стоит. Делают вид, что спят. Такое у нас общество, к сожалению. А 15 лет назад, когда мы начинали проводить «Уроки доброты», об этом вообще ещё никто не думал. Сегодня такие занятия не проводятся — некому их финансировать.
Семья — главное, что у них сегодня есть. Приезжают в гости одноклассники, с которыми учились в специальной школе. Кроме работы и домашних дел, надо помочь сыну-первокласснику сделать уроки. А в выходные сходить с ним на тренировки — Ваня полгода занимается большим теннисом. Он уже умеет держать ракетку и отбивать мяч. Что делает с удовольствием. Дорогое удовольствие – за одно занятие 750 рублей. Кроме того, посещает бассейн. За все приходится платить. Плюс дополнительное образование: вокал, хореография, изо, начальное техническое моделирование. В общем загружен мальчик по полной.
Сын — это наша радость, – говорит Наталья, – по вечерам читаем «Крокодила Гену и его друзей», хотя устаем, конечно. Честно сказать, мы ждали летних каникул больше, чем Ваня, а то у нас совсем нет свободного времени. Каждый год ездим отдыхать на Черное море или в санаторий-профилакторий всей семьей. В прошлом году отдыхали в Анапе.
Кроме того, регулярно стараемся проходить амбулаторное лечение, – добавляет Андрей, – самостоятельно идем к врачу-невропатологу, который назначает нам курс уколов.
Первая половина дня в центре «Рифей» — общее начальное образование, вторая — дополнительное. Ванечка учится здесь же, где преподает отец. После учебного и рабочего дня они возвращаются пешком, вместе, домой, где их ждет мама. Повезло мальчику с родителями.
Юрий АСЛАНЬЯН