Здание Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге… Этот величественный памятник архитектуры — работа архитектора, который родился и вырос недалеко от Березников.
История создателя «пушкинского» Санкт-Петербурга Андрея Никифоровича Воронихина начинается 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье (ныне город Усолье). В этот день запись о рождении появляется в метрической книге Спасо-Преображенского собора.
Его отец Никифор Воронихин был крепостным канцеляристом, который в будущем во многом способствовал его обучению и карьере. А матерью архитектора была крепостная из деревни Огурдино (находится на правом берегу Камы в двух км на северо-восток от поселка Орел).
Еще в детстве будущий великий зодчий изучил грамоту, а основам живописи он учился в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова. Кроме того, Усолье, где проходили первые годы жизни Воронихина, несмотря на статус села, в те годы было настоящим центром соляных владений Строгановых в Прикамье. Здесь дворянский род промышленников-меценатов накапливал произведения искусства, созданные не только их крепостными, но и другими русскими и зарубежными художниками. Поэтому возможность «прикоснуться к прекрасному» у Воронихина была с самого детства.
Уральский магнат серьезно вложился в образование крепостного. Воронихин совсем не напоминал забитого раба, он стал частью семьи Строгановых, много ездил с ними по России и Европе, даже когда получил вольную.
В 1800 году уралец начал строить Казанский собор, открыв этим проектом век русского искусства нового XIX столетия. В 1811 году собор был освящен и стал триумфом русской архитектуры. Воронихин всю жизнь пользовался покровительством уральских магнатов Строгановых и приезжал на Урал, где располагались их владения.
Возможно, уральские заводы вдохновили его на необычное для своего времени решение по строительству купола Казанского собора. Конструкция была создана из ковкого железа. Впервые в России для сооружений такого масштаба.
Еще будучи в Усолье, Андрей слепил макет собора из конских экскрементов и в замороженном виде привез его в Москву.
Петергоф, Казанский собор и Горный институт
Первая возможность попробовать себя в архитектуре у Андрея Воронихина появляется в 1793 году. Ему доверяют сделать внутреннюю отделку Строгановского дворца на набережной Мойки, поврежденного пожаром. Затем в 1796–1797 годах Воронихин достраивает дачу Строгановых на Черной речке и рисует несколько ее пейзажей. Эта работа позволила ему получить звание академика перспективной живописи.
Знаковым в судьбе Андрея Воронихина становится 1800 год. В начале года он стал преподавателем архитектуры в Академии художеств.
После успешной работы над колоннадой в 1800 году Воронихин получает заказ на строительство Казанского собора. Как известно сейчас, своим успехом архитектор все так же обязан графу Александру Строганову, который был председателем комиссии по строительству собора. Закладка храма состоялась 27 марта (8 апреля) 1801 года.
Работая над проектом, архитектор вдохновлялся собором Святого Петра в Риме. Схожесть с главным храмом Римской католической церкви было ключевым требованием императора Павла I, который был поражен его красотой во время поездки по Европе. Однако Казанский собор — не просто культовое здание. Воронихин был первым, кто нашел новые приемы организации городского ансамбля.
В то время площади Санкт-Петербурга, как правило, были открыты в сторону Невы — главной водной магистрали города. Воронихин повторил этот прием, открыв площадь перед собором в сторону Невского проспекта — главной дороги города. Также Воронихин необычно для своего времени использовал колоннаду собора. Он не стал закрывать ею храм от улицы, а наоборот — раскрыл его. Собор стал частью общего пространства, центром Невского проспекта и прилегающих к нему площадей и улиц.
Также Воронихин применил необычное для своего времени решение по строительству купола Казанского собора. Ранее технология использования ковкого железа в России применялась только на небольших церквах и никогда не использовалась для сооружений такого масштаба. Чтобы предусмотреть все нюансы сборки, Воронихин создал модель купола собора, что до него тоже не делалось. Чтобы удостовериться в том, что конструкция выдержит, была даже сформирована специальная комиссия.
В 1806 году, во время строительства собора, Воронихин получает знаковый заказ лично от императора Александра I. Ему поручают проектирование и постройку Горного института на Васильевском острове.
Строительство Казанского собора (как и Горного института) заканчивается в 1811 году. По его итогам архитектора награждают орденом Святой Анны 2-й степени. Дальнейшая жизнь Воронихина связана с преподаванием в Академии художеств и проектированием, в том числе для своих покровителей — графов Строгановых, которым он во многом был обязан успехом.
Считается, что по проектам Воронихина было построено несколько зданий на территории Пермской губернии. К его авторству относят дом управляющего имением Строгановых в Ильинском, усадьбу князей Голицыных и Ново-Никольскую церковь в Усолье.
Андрей Воронихин скончался 5 марта 1814 года в возрасте 55 лет от инсульта. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
В Пермском крае в память об архитекторе Андрее Воронихине названы улицы в Усолье и Ильинском. Также в 2009 году на северной стороне колокольни Ново-Никольской церкви была установлена мемориальная доска, посвященная архитектору.
Светлана Жигиль