ЧТОБ НЕ ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

Наталья Широкова и Евгений Бухаров

Вопросам формирования доступной для инвалидов среды в Пермском крае была посвящена секция на проходившем 15 ноября в краевом центре форуме «Вместе мы сможем больше!»

Ни для кого не секрет, что доступная для инвалидов среда в городах, а тем более в инфраструктурных объектах сельской местности хорошо выглядит только на бумаге. Даже в краевом центре во время контрольных рейдов, в том числе и организованных Пермской организацией ВОИ, подчас выявляется масса недостатков, несоответствий реальной городской среды нормативной базе. Это и неработающие подъемники для колясок, и перекрытия проезда высоким бордюрным камнем, и – как совсем невообразимое безобразие – каскады лестниц в банки и учреждения местного самоуправления, представляющие собой непреодолимые препятствия не только для инвалидов-колясочников, но и для прочих маломобильных групп населения, таких, например, как передвигающиеся с тростью пенсионеры.

О том, чтобы гладко было не только на бумаге, но и в реальной жизни, говорили участники форума.

Евгений Александрович Бухаров,
директор АНО «Центр изучения проблем инвалидов «Общество для всех», заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» – директор
по стратегическому развитию
Приветствуя собравшихся, Евгений Александрович, кстати, модератор площадки, упомянул о главной стоящей перед всеми задаче – менять мировоззрение, отношение и подходы в социуме к людям, имеющим инвалидность. Он подчеркнул, что в этом деле не обойтись без политической и законодательной воли, а также без приведения нормативно-правовой базы и законодательной системы в целом к созданию безбарьерной и безопасной среды. При этом значение имеет многое. Как этика и компетенция персонала, контактирующего с инвалидами, так и информационная составляющая для этой категории граждан.
Начиная доклад, спикер назвал серьезными шагами в правильном направлении подписание страной в 2007 году Конвенции ООН о правах инвалидов и позднейшую ратификацию ее в 2012-м.

Прозвучало, что важным является изменение статьи 114 Конституции РФ, в частности, пункта, где говорится, что Правительство РФ обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни. Так, с 2016 года является недопустимым возводить жилые дома или объекты социальной инфраструктуры без создания в них безбарьерной среды. В аэропортах же и на ж/д вокзалах появились целые службы сопровождения для людей с инвалидностью.

Он также упомянул, что помимо инвалидов, в Российской Федерации около двадцати процентов – люди пожилого возраста, и количество пожилых людей растет. О том, что люди с инвалидностями разных нозологий сталкиваются с разными барьерами. Среди таких барь­еров он выделил четыре основных. Так, барьеры могут быть физические или архитектурные. Это когда строится здание, недоступное для людей с инвалидностью. Барьеры психологические, когда персонал учреждений не готов обслуживать людей-инвалидов. Барьеры информационные, а также препятствия, представляющие собой организационный барь­ер.

Рассказал Евгений Бухаров и о том, как эти барьеры снимаются. Отдельной строкой докладчик коснулся разработанной в стране нормативной базы. Рассказал о том, что есть множество документов международного, федерального и регионального уровней, в которые время от времени вносятся изменения. О документах, на которые можно опираться при создании доступной для инвалидов среды. В первую очередь это Конституция РФ и целый блок федеральных законов, где говорится об обеспечении доступности людей с инвалидностью к объектам социальной инфраструктуры, в частности, с собаками-проводниками, организации парковочных мест и о других моментах. В частности, о системе штрафов и иных наказаний за неисполнение соответствующих законов.

Дмитрий Алексеевич Ведерников,
специалист отдела по делам инвалидов Министерства социального развития Пермского края
На слайдах и на словах специалист Минсоцразвития представил матричную модель порядка организации доступной среды в Пермском крае, из которой следовал порядок взаимодействия правительства региона с законодательной базой, развитие организации доступной среды, а также работа с обращениями граждан и ведомственный мониторинг вопроса.

Не была обойдена вниманием и непосредственная организация работы «здесь и сейчас» при соответствии с ведомственными подзаконными актами.

Переходя к опыту нормотворчества в Пермском крае по обсуждаемому вопросу, Дмитрий Алексеевич выделил проблематику, которая включает в себя недостаточную заинтересованность ведомственных органов в организации доступной среды ввиду «непрофильности задачи». Он также обозначил решение, выражающееся в развитии межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти. Как на ожидаемый результат спикер указал на вовлеченность сотрудников исполнительных органов государственной власти Пермского края в решение вопросов доступности среды как вопросов межведомственного характера.

Вадим Валерьевич Щёлоков,
начальник управления по осуществлению государственного контроля и надзора Министерства социального развития Пермского края
В связи с введением ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» были отменены как плановые, так и внеплановые проверки контролируемых лиц. В настоящее время проверки возможны только через требование прокуратуры или и при угрозе жизни и здоровью граждан. Поэтому их стало меньше.

Если говорить о государственных учреждениях, то здесь все достаточно ровно. В том, что касается деятельности некоммерческих организаций, то ситуацию с ними спикер обозначил как менее радужную. После проведения проверок по их результатам составляются протоколы, которые идут впоследствии в суды, за которыми следует наложение ответственности за нарушения, выявленные в обеспечении доступной для инвалидов среды, подытожил он.

Наталья Владимировна Широкова,
директор АНО «Ресурсно-информационный центр
«Доступная среда»
Наталья Владимировна сообщила, что целью создания руководимого ею АНО является предоставление услуг в области защиты прав и интересов инвалидов и иных маломобильных групп населения. А также предоставление услуг в области обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникативные технологии и системы.

На экспертизу поступают проектные решения для согласования соответствующего раздела проектной документации. Проектировщикам даются рекомендации и замечания, проекты доводятся до соответствия требованиям нормативной базы.

Одним из основных направлений деятельности АНО «РИЦ «Доступная среда» является проведение паспортизации объектов социальной инфраструктуры, от качества проведения которой зависит правильно сделанная оценка состояния доступности объектов и разработка рекомендаций по их адаптации для инвалидов.

Общественная организация инвалидов согласовывает акт обследования объекта, а эксперты центра проверяют документы со всех территорий Пермского края и делают свои замечания, после чего согласовывают акт обследования к паспорту доступности.

Сотрудники АНО «РИЦ «Доступная среда» консультируют представителей различных ведомств по вопросам доступной среды. Говорилось о поступающих в организацию обращениях от частных лиц, работников городских и районных администраций, органов государственной власти.

В работе секции звучали доклады других специалистов. Все они касались вопросов как создания нормативной базы для безбарьерной среды для инвалидов «на бумаге», так и вопросов ликвидации «оврагов» на практике. Итогом саммита явились выработанные в ходе его работы предложения для резолюции форума.

Геннадий СОКОЛОВ