Вначале рассмотрим, что такое мошенничество, какие виды мошенничества бывают, дадим им краткую характеристику.
Мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием
Характеризуя личность мошенников, следует отметить, что это люди, обладающие определенными познаниями в психологии и умением использовать особенности психического склада и поведения в определенных жизненных ситуациях.
Мошенники обладают хорошими коммуникативными свойствами:
- умением вступать в контакт;
- вызывать доверие или сочувствие;
- располагать к себе.
Большинство из них вырабатывают определенную манеру общения с людьми разного типа, чтобы при необходимости избрать способ поведения. Нередко мошенничества совершаются группой лиц с определенным распределением ролей.
Мошенничество характеризуется прямым умыслом и корыстной целью
Корыстная цель выражается в стремлении обратить чужое имущество в свою пользу или в пользу других лиц.
Обман выражается:
- в осознанном сообщении ложных сведений;
- в утаивании, умолчании о настоящих обстоятельствах;
- в умышленных действиях, вводящих владельца имущества в заблуждение (имитация реальных расчетов, законной деятельности, передаче фальсифицированных товаров и т. д.).
Сообщаемые мошенником несоответствующие действительности факты могут касаться всего – полномочий виновного, его намерений, личности и прочего.
Когда к обману прибегают только с целью облегчить доступ к похищаемому имуществу, преступление квалифицируется не как мошенничество, а как иной вид хищения – кража, грабеж.
Злоупотребление доверием может представлять собой использование в своих целях сложившихся доверительных отношений с собственником или другим человеком, имеющим полномочия передавать или распоряжаться доверенным ему имуществом.
Обман с получением ТСР
В последнее время участились случаи мошенничества, связанные с обеспечением техническими средствами реабилитации (ТСР). Речь идет о предоставлении людям с инвалидностью бесплатных протезов, средств ежедневного ухода и т. д.
Аферисты, как правило, сообщают, что ликвидируется склад/магазин, и ТСР раздают бесплатно, надо лишь оплатить доставку, предлагают в том числе «бонусы», не соответствующие правилам обеспечения ТСР.
Напоминаем, что существует всего три легальных способа предоставления ТСР, предусмотренных программой реабилитации инвалида:
- Через поставщика ТСР. Он определяется по итогам проведения открытых конкурсов или аукционов, заключает госконтракт с ФСС РФ и доставляет средство реабилитации на дом получателю либо в пункт выдачи.
- Самостоятельное приобретение ТСР с последующей компенсацией. В этом случае фонд компенсирует расходы в пределах стоимости аналогичного ТСР, закупленного ФСС по последнему госконтракту.
- Получение электронного сертификата для самостоятельного приобретения ТСР.
Эксперты Социального фонда РФ советуют:
- При встрече с поставщиком ТСР внимательно ознакомьтесь со всеми предоставленными им документами. Внимательно сверяйте количество предоставленных вам ТСР с тем, что отражено в документах. Обязательно проверьте соответствие предоставленной модели ТСР.
- В случае сомнений в добросовестности поставщика обратитесь в отделение фонда, в которое вы подавали заявление на предоставление ТСР. Уточните информацию о стадии рассмотрения вашего заявления. Возможно, государственный контракт еще не заключен, а ТСР вам уже доставили, – это обман.
- Ни в коем случае не подписывайте документы, не глядя и не дочитав их до конца, а также документы, суть которых вам непонятна.
- Также не следует подписывать никаких договоров по кредитным обязательствам. Это обман! Скорее всего, вы останетесь без надлежащего ТСР или вообще без него. При этом еще и окажетесь должником кредитной организации.
Мошенники постоянно ищут способы обмана граждан, особенно людей старшего возраста.
Из-за этого пенсионеры и инвалиды часто сталкиваются с различными манипуляциями и становятся жертвами злоумышленников.
Как обманывают мошенники:
- распространяют недостоверную информацию в социальных сетях и мессенджерах о волне проверок пенсионеров со стороны Социального фонда, Налоговой службы и отделов социальной защиты;
- распространяют информацию о том, что сотрудники фонда обходят квартиры пожилых граждан с целью сверки прописки по официальным документам с реальным местом проживания. Если пенсионер не живет по месту постоянной регистрации, его выплаты якобы урежут или вообще снимут, при этом могут привлечь к ответственности, вплоть до уголовной;
- уточняют, получил ли человек выплаты (пенсию или пособие) и направляют в Социальный фонд России разбираться;
- недобросовестные юристы навязывают пожилым людям платные услуги. Пенсионерам, в частности, предлагают защиту от мнимых проверок, варианты решения вопросов с официальными органами и даже перерасчеты пенсии в большую сторону.
Социальный фонд предостерегает граждан не поддаваться на уловки мошенников! Сотрудники фонда никогда не ходят по домам с какими-либо проверками или опросами. Если к вам пришли люди и представились работниками Социального фонда – не верьте, это мошенники.
Социальный фонд настоятельно рекомендует россиянам не доверять сомнительным предложениям и не пользоваться платными услугами.
Все сервисы по оформлению и перерасчету пенсий БЕСПЛАТНО предоставляют клиентские службы Социального фонда, а также МФЦ.
Получить консультацию можно через контакт-центр по социальным вопросам. Операторы круглосуточно отвечают на вопросы о пенсиях, детских пособиях и социальных выплатах по бесплатному федеральному номеру
8-800-1-00000-1.
Ну и, конечно, не стоит самому становиться мошенником, пытаясь незаконно получить от СФР выплаты, обналичить материнский капитал или электронные сертификаты.
Факты дистанционных хищений денежных средств
Чтобы не стать жертвой телефонного или интернет-мошенничества,
необходимо своевременно отслеживать используемые злоумышленниками мошеннические схемы, а также предлагаемые специалистами банковского сектора, правоохранительных органов и юристов инструменты защиты своих сбережений.
МОШЕННИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
- «Валютные ограничения»
Запомните: банки не запрашивают финансовую информацию клиентов по телефону. Обо всех валютных ограничениях можно узнать на сайте финансового маркетплейса Банки.ру или по телефону «горячей линии». - «Мобилизация»
Сразу после объявленной мобилизации в интернете появилась якобы база данных граждан, которых государство планирует мобилизовать. В открытом доступе такого списка нет. Мошенники манипулируют страхом и выдают ложные данные за действительные, предлагая за деньги «исключение из списков мобилизованных». - «Мошенничество под видом государственных органов»
Банк России не работает напрямую с физлицами. По своей инициативе его сотрудники не звонят гражданам, не рассылают им электронные письма и СМС-сообщения. - «Приобретение товаров и услуг посредством сети Интернет»
- «Крик о помощи». В интернете появляется история о борьбе маленького человека за жизнь. Просят оказать помощь всех неравнодушных и перевести деньги на указанные реквизиты.
- «Фишинг»
Суть заключается в выманивании у жертвы паролей, пин-кодов, номеров и CVV-кодов. Достаточно распространенным является предложение о работе за границей, уведомление о выигрыше в лотереи, а также сообщения о получении наследства.
Правила безопасного поведения
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких:
- не следует доверять непроверенным звонкам и сообщениям о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом;
- не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги;
- не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.
Татьяна Ельчанинова,
юрист Пермской краевой организации ВОИ