ОТКРЫВАЯ МИР ПО-НОВОМУ

Элла Фуражкова беседует со студентами краевого колледжа «Оникс»

На этих уроках не вызывают к доске и не ставят оценки в дневник. Знания спросит сама жизнь.

В Пермском краевом колледже «Оникс» (структурное подразделение на ул. Сысольской, 12) в актовом зале собрались студенты-первокурсники и их педагоги на самый нужный в жизни урок.

Урок проходит в рамках проекта «Уроки доброты», который реализует Пермское краевое общество инвалидов благодаря поддержке конкурсной программы XXIV городского конкурса социально значимых проектов «Город – это мы».

Сегодня Пермский краевой колледж «Оникс» – это многопрофильное и многоуровневое образовательное учреждение. Студентам колледжа предоставлены широкие возможности для качественного образования и развития индивидуальных и профессиональных способностей. «Оникс» – это еще и инклюзивное образовательное учреждение, где обучаются ребята с инвалидностью и ОВЗ. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья создана доступная среда. В учебный корпус ведут удобный пандус и широкий проем входных дверей. Края дверных ручек выкрашены в желтый цвет, на полу – желтая разметка и тактильная плитка. С помощью лестничного подъемника колясочники могут подняться на второй и третий этажи без особых усилий.

Две группы – «Документоведы» и «Специалисты по обработке цифровой информации» – а всего более сорока человек – заняли свои места в уютном актовом зале. Ребята разговаривают, шутят, делятся впечатлениями.
С первого ряда за студентами наблюдает молодой педагог Валентина Ивановна. В техникуме она работает первый год, в ее группе обучаются ребята с инвалидностью.
«До этого мне не приходилось обучать таких ребят. Уверена, что сегодня я получу ответы на мои вопросы, а знания о людях с инвалидностью помогут мне в дальнейшем не совершить ошибок и найти правильный подход ко всем студентам», – делится со мной Валентина Ивановна.

В нашу беседу включается директор структурного подразделения Ольга Викторовна Челнокова. Она приглашает вновь вошедших ребят поскорее занять свои места.
«С Пермским краевым обществом инвалидов мы сотрудничаем давно и очень рады, что наши студенты и молодые преподаватели стали участниками проекта «Уроки доброты», – говорит Ольга Викторовна. – Многие наши ребята пришли к нам из обычных школ и впервые попали в коллектив, где вместе с ними учатся ребята с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому знания о том, как вести себя с такими людьми в жизни, просто необходимы».

Раздается звонок на вторую пару. В актовом зале установилась необычная тишина. На видеоэкране включился слайд «Этика поведения с людьми с инвалидностью». Все внимательно смотрят на преподавателя необычного урока – урока доброты.
Элла Юрьевна Фуражкова, заместитель председателя Пермского краевого общества инвалидов, начала знакомство с аудиторией с вопроса: «Что такое инклюзия?» Ребята задумались. Ведь до этого им не приходилось сталкиваться с таким понятием всерь­ез. Элла Юрьевна пояснила, что инклюзия – это процесс включения в активную жизнь социума людей, например, имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
«Из вас кому-то нравится, когда вас обижают?» – обращается к молодым людям Элла Юрьевна. Актовый зал оживился. Пошли реплики об этикете, о толерантности и уважении. Незаметно для себя ребята включились в работу. Это уже были не молчаливые первокурсники, а активные студенты со своей гражданской позицией. Элла Юрьевна подогревала аудиторию новыми вопросами о доступной среде, о стереотипах, о социальном подходе к инвалидам. Многие впервые услышали о Конвенции ООН о правах инвалидов, о том, что Пермское краевое общество делает многое для трудоустройства и реабилитации инвалидов. Поговорили о доступности торговых и социальных объектов для маломобильных групп, мам с колясками и маленькими детьми.

Надо отдать должное автору проекта «Уроки доброты» Элле Юрьевне Фуражковой. Встречу с молодыми людьми, со студентами она построила тактически грамотно, детально продумав ее от начала до конца. Благодаря этому слушать было крайне интересно. Выступление сопровождалось слайдами на видеоэкране. И академический час пролетел незаметно. За это, казалось бы, недолгое время автор смог познакомить слушателей со всеми тематическими разделами. Следуя названию урока и авторской мысли, ребята услышали для себя много интересного и полезного, например, как правильно вести незрячего человека через дорогу, как инвалиду-колясочнику помочь преодолеть барьер.
Приятным сюрпризом для студентов стал показ короткометражных видеофильмов, победителей международных конкурсов, в которых поднимается социальная проблема людей с ограниченными возможностями здоровья и их взаимоотношение с обществом.

Так незаметно слушатели вместе с автором проекта подошли к вопросу о том, что такое доброта, о том, что в этом мире нужно быть внимательнее к каждому независимо от его внешних данных, и тогда мир откроется для тебя по-новому.

В заключение встречи каждому участнику был подарен силиконовый браслет с надписью: «Поделись своей добротой».
Настя и ее подруга, активные слушатели, решили принять участие в конкурсе рисунков на тему «Город, доступный для всех». Надо отметить, что лучшие работы будут размещены в Арт-галерее «Перекрестки».

«Сейчас мы на эмоциях после просмотра фильма, поэтому не можем сразу сказать, что нарисуем. Может, это будет доступный для всех парк или улица, а может, современная квартира», – комментируют подруги, прижимая к себе листы ватмана.

Студент из группы «Документоведы» рассказал, что в его подъезде живет инвалид-колясочник, и теперь он знает, как правильно везти коляску, не выронив инвалида, и, возможно, пообщается с ним, узнает, чем и как ему помочь.

В актовом зале я встретила инвалида с детства Аню Новикову, она первокурсница. Аня в том году стала серебряным призером Первенства России по легкой атлетике среди людей с ограниченными возможностями здоровья: об этом писала наша газета «Здравствуй!» в статье «Серебряная звездочка». А в этом году Аня поступила в колледж «Оникс». Она уверена, что после «Урока доброты» ребятам и классному руководителю будет легче понять ее и подружиться с ней. Она искренне радовалась.

На уроке побывала Надежда Иванова