В новых автобусах аппарели исправны
В теме доступности окружающей среды важен человеческий фактор
В 2020 году Пермская краевая организация ВОИ провела краевую акцию по проверке доступности городской среды. Из-за пандемии ее пришлось перенести на сентябрь (обычно ее приурочивают к Международному дню защиты прав инвалидов, который отмечается 5 мая).
В этом году участники акции сфокусировали зону внимания только на городском и междугородном общественном транспорте.
Ориентируйтесь на жёлтый треугольник
Когда к остановке подкатывает автобус № 67, Александр Корягин нажимает на кнопку у средней двери. Водитель опускает правый борт и выходит, чтобы откинуть аппарель, и ждет, пока Саша зайдет на своей инваколяске в салон. Кондуктор спрашивает, до какой остановки он едет. Посадка проходит быстро, особо не задерживая остальных. Во всяком случае, народ не возмущается.
Собственно, все это не занимает так уж много времени – в новых автобусах и трамваях на муниципальных маршрутах пандусы и специальные приспособления (аппарели, ремни, поручни, кнопки вызова) исправны. Сейчас водители Перми в большинстве своем знают алгоритм посадки-высадки маломобильного человека.
Администрация Перми давно ведет работу по повышению уровня доступности муниципального пассажирского транспорта. В частности, МКУ «Гортранс» отмечает, что 75 процентов подвижного состава с низким полом. В 2020 году его значительно обновили.
В 2019 году МКУ «Гортранс» создал сайт map.gortransperm.ru, включив сервисы для маломобильных пассажиров.
– В этом году мы построили ход нашей акции, пользуясь этим приложением, – рассказывает председатель ПКО ВОИ Надежда Романова. – Участники акции определяли по приложению, когда придет низкопольный трамвай или автобус, и проводили тест алгоритма посадки-высадки.
Напомним, чтобы составить маршрут, нужно зайти на сайт или воспользоваться его мобильной версией. Затем выбрать нужный вид транспорта, маршрут, направление и конечную остановку. В выпадающем окне на карте кликнуть на строчку «Расписание движения автобуса (трамвая) «№ …».
Если кликнуть на конкретное время, система автоматически построит движение транспорта по маршруту с указанием времени прибытия на каждую остановку. «Гортранс» усовершенствовал приложение по предложению ПКО ВОИ, обозначив низкопольные автобусы и трамваи желтым треугольником.
То, что водители и кондукторы знают правила посадки-высадки маломобильных граждан, подтверждают участники акции, члены местных организаций ВОИ – Индустриальной, Ленинской, Свердловской. Активисты Кировского общества отметили, что из четырех водителей не среагировал на особенного пассажира один. «Проштрафился» маршрут № 20 (ООО «Автомиг»).
Если расстояние до бордюра больше 10 см, уже сложно выйти
Поэтому еще есть над чем работать. Мотовилихинское общество инвалидов отмечает, что пока не оборудованы (не занижены) посадочные площадки на трамвайных остановках. А без них даже идеальный трамвай, увы, недоступен маломобильным. Заметим, в центре города несколько площадок уже реконструированы по нормативам.
– Мы в ходе акции установили, что, например, сайт m.gortransperm.ru на маршруте № 60 не указывает время, в которое прибывают автобусы с низким полом, – заявляет председатель Свердловского общества инвалидов Алла Федоренко.
Эти технические моменты на сайте можно легко поправить. Но что делать с нерадивыми водителями? Не все подруливают к бордюру на остановках на положенные 10 см.
Напомним нормативы: высота бордюра над дорогой должна быть не менее 20 см, автобус должен парковаться не менее 10 см от края бордюра, чтобы пассажиру (пожилому, ребенку, инвалиду и прочим) было легко переступить это расстояние.
В территориях – свои сложности
Березниковская организация ВОИ подошла к акции очень серьезно – вооружившись сантиметром и уклономером, пригласив сотрудников городской администрации.
– Мы дождались низкопольного автобуса маршрута № 9, – рассказывает председатель общества Наталья Миронян. – Но сесть в него нашему инвалиду-колясочнику не удалось. Во-первых, водитель припарковал машину больше чем на 10 см от бордюра. А затем заявил, что аппарель слишком тяжелая, чтобы ее откинуть.
Другой водитель объяснил, что из бордюра торчит арматура. Многие остановочные площадки очень малы по размеру, колясочнику или с детской коляской там не развернуться.
В итоге из четырех автобусов только один подъехал к остановке, чтобы посадить пассажиров, в том числе и маломобильных, правильно. Из-за этого, как говорит член Березниковской ВОИ 53-летний Владислав на инваколяске, ему приходится минут по 40 ждать, когда же наконец кто-то припаркует машину по нормативу.
Общественники отмечают, что низкопольных автобусов в городе достаточно много. По словам завсектором транспорта Управления городского хозяйства Владислава Петракова, после передачи троллейбусов из Перми в Березники и электротранспорт будет на 100 процентов низкопольный.
Заметим, что в этом году 14 территорий края получили по три единицы низкопольных малых автобусов (на 22 места), закупленных на средства краевой казны. Однако решит ли это вопрос доступности, если водители не будут соблюдать правила и парковки, и посадки маломобильных пассажиров?
В Соликамске участники нашей акции установили, что из восьми экипажей (водитель и кондуктор) городского пассажирского транспорта только трое знают должностную инструкцию.
Как поменять отношение?
Какие рычаги могут подействовать, кроме акций общественников и проверок контролирующих организаций? В Перми, например, власти утвердили проект муниципального контракта, в котором предусмотрен штраф за неоказание помощи инвалиду-колясочнику при посадке в транспорт.
Конечно, рублем можно наказать. Но хотелось бы, чтобы водители нашли в себе на 10 сантиметров больше к столь «неудобным» пассажирам, как люди с инвалидностью, пожилым и мамам с детскими колясками если не душевного расположения, то хотя бы профессионализма. И при парковке, и при соблюдении правил посадки. А то получается, что барьеры – это не только нечто объективное. А кто-то создает их субъективно, своей волей.
Мария Любимова
Фото предоставлено
пресс-службой ПКО ВОИ