УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ

Олеся Леонидовна со своими учениками

Мама видела её химиком-технологом, а она стала учителем начальных классов.

К Олесе Леонидовне Тимониной записываются на консультацию задолго до начала учебного года. Она не выбирает детей, наоборот, занимается с теми, кто слабее, кто из-за болезни не может говорить, читать и писать. Ведь она знает, как важны для таких ребятишек доброта, любовь и понимание. Спокойная, рассудительная, умеющая убедить негромким словом, она располагает к себе уже с первых минут общения, вызывает особое доверие. Наверное, это и есть главное качество настоящего учителя – ему верят!

Бинты вместо бантиков

Олеся Поцелуйко (в замужестве Тимонина) родилась в Нижнем Тагиле, в небольшом военном городке, в семье военнослужащего. Воинская часть несла службу по охране воздушного пространства. Отец, молодой офицер, обслуживал военные самолеты, готовил их к полету, его жена занималась домашним хозяйством. Красивая пара ждала девочку. И она появилась раньше положенного срока с диагнозом ДЦП, с заключением врача: «Ходить не будет». Олеся пошла, видно, в прогнозах ошибаются не только синоптики. Неуверенно, падая и вставая, она делала свои первые шаги. И тогда диагнозу ДЦП была объявлена настоящая война, а на вой­не нет места нежности, ласке и любви, все подчинено только одному – победе. Вторым домом для маленькой девочки становится военный госпиталь в Евпатории, куда каждые полгода ее отвозили родители и оставляли там одну. Вместо веселых детских праздников, воздушных бантов и теплых маминых рук – бинты, гипсовка, распорки, строгие нянечки и неподвижность. А по вечерам детские слезы в подушку и молчаливый вопрос: «Что со мной не так?» Вопрос принятия себя останется с Олесей на всю жизнь.

Сегодня Олеся Леонидовна, как умный и опытный педагог, понимает своих родителей: «Нельзя особым детям давать послабление, должна быть зона актуального развития. Нужно видеть, что заложено в ребенке, и ориентироваться на большее. Жизнь – она ведь такая, она не пожалеет никого: ни особых, ни обычных детей».

Судьбоносная встреча

В конце 90-х семья переезжает по новому назначению отца в город Пермь, в воинскую часть «Сокол», а вскоре получает квартиру в Кировском районе. Олеся оканчивает девять классов: пора задуматься о выборе профессии. И, как часто бывает в подростковом возрасте, мы меньше всего прислушиваемся к себе, больше слушаем советы родителей, одноклас­сников, учителей. Олеся соглашается на Пермский химико-технологический техникум – он был ближайшим к дому, но, как потом оказалось, сложным в познании химии и высшей математики. С виду мягкая и покладистая, девушка проявляет силу воли и настойчивость: она меняет профессиональный курс на 180 градусов, выбирая новую специальность – учитель начальных классов.

Не каждое учебное заведение согласится взять студента с инвалидностью переводом. Дело это хлопотное, и еще неизвестно, как сложится у человека дальше, ведь от этого зависит престиж учебного заведения. Нужен был поручитель. Им стала Галина Александровна Дубникова, в то время главный редактор газеты «Здравствуй!». К ней за советом обратилась мама Олеси:
«Галина Александровна мне сразу понравилась. Улыбчивая, очень доброжелательная и красивая женщина в инвалидной коляске. Она была очень внимательна ко мне, много расспрашивала, искренне рассказывала о себе, о газете и книгах. Я ведь и на сегодняшнее интервью согласилась в память о той встрече», – делится теплыми воспоминаниями Олеся Леонидовна.

Вскоре она становится студенткой колледжа, изучает детскую психологию, теорию и методику воспитания. Далее закрепляет свои знания в Пермском гуманитарно-педагогическом университете по специальности «Учитель начальных классов».
Но даже на этом ее познавательный интерес не заканчивается. Через некоторое время она получит еще одно высшее образование – детский логопед-дефектолог.

Студенческое время – пора молодости, веселья и первой любви, а еще время надежд и новых открытий. Олеся энергична и легка на подъем, ей нравится быть нужной, отдавать тепло своей души, и ее будущая профессия полностью подходила ей, давала возможность реализовать себя. Вот что значит прислушаться к себе и принять себя! На предпоследнем курсе нежная и романтичная Олеся выходит замуж, а диплом получает вместе с мужем и доченькой Дарьей. Вот такое переплетение профессии и судьбы случилось у нашей героини.

Главный принцип – человечность

Не раз убеждаюсь в том, что люди, пережившие физические и душевные травмы, стараются прийти на помощь к тем, кому эта помощь необходима в первую очередь: к детям и пожилым людям. И совсем не удивительно для меня то, что Олеся устраивается на работу в коррекционную школу города Перми, в которой обучаются дети с ОВЗ и дети с инвалидностью:
«Мне кажется, подсознательно я туда всегда стремилась, потому что понимаю этих детей и могу им помочь. У каждого в жизни своя роль, свой промысел, своя функция, и если ты можешь и у тебя получается, то делай», – вот такой девиз у нашей героини.

Непросто быть первой учительницей, а тем более в коррекционном классе. Детки все разные, со своими особенностями и потребностями. Каждый требует к себе особого внимания и понимания. Нужно приучить их к новому распорядку дня, к новой обстановке, к новым требованиям. А самое главное, чтобы они поверили учителю как близкому и родному человеку. Именно такой, второй мамой, становится для детей Олеся Леонидовна Тимонина – добрая, жизнерадостная, позитивная, немного скромная и застенчивая молодая учительница. Ее любят и ей верят дети, а вслед за ними и взрослые. Ей открываются даже самые замкнутые и недоверчивые дети.

Олеся Леонидовна вспоминает с улыбкой:
«Был у меня ученик, который не сразу принял меня. В первый же день он сел под парту и не вылезал, пока не окончились все уроки. Ни уговоры мамы, ни чай с булочкой – ничего не помогало. Так он проучился три недели. Даже кушал под партой, беря тарелочку из моих рук. Все мои задания мама выполняла с ним дома. Но однажды он остался за партой, как и все ученики. Свершилось чудо. Мама и я были счастливы».

Олеся может рассказывать о детях бесконечно – сразу видно, что работать с детьми ей нравится, она любит свою профессию и не променяет ее на другую: «Когда ребятки только приходят в школу, они такие непосредственные и добрые, влюбляешься в них. Они это чувствуют и начинают выкладываться, стараются изо всех сил. Каждый раскрывается по-своему».

Самым главным принципом в работе с коррекционными детьми Олеся Леонидовна считает человечность: «Таких детей нужно чувствовать и понимать. Им физически тяжело, природа им недодала. Таким детям нужно больше внимания, любви, сенсорики, и когда они к тебе «летят», с ними можно работать дальше, проводить коррекцию».

Олеся сожалеет, что не все родители принимают своих детей такими, какие они есть, пытаются переложить все свои проблемы на педагогов и общество. Как она относится к претензиям родителей? Старается заглянуть и проанализировать, на чем прежде всего строится семья, каковы взаимоотношения людей в узком кругу. Чаще всего претензии вызваны внутренними конфликтами. Нереализованность, претензии к миру оборачиваются в сторону школы и педагога. Один из принципов Олеси: не работать с теми людьми, с которыми некомфортно, ведь они являются раздражителями ее внутреннего мира, а его нужно беречь, иначе не сможешь помочь другим:

«Я ищу тех людей, с которыми мне будет комфортно. Мне везло – меня всегда окружали позитивные люди, которые меня понимали, были со мной на одной волне. Мне комфортно дома, комфортно было на работе, в коррекционной школе № 155, где меня всегда поддерживали», – рассказывает Олеся Леонидовна.

Счастья в одиночку не бывает

У Олеси дружная и понимающая семья. Дочь Дарья, красавица и умница, с успехом изучает программирование. Сын Михаил в этом году окончил первый класс, самостоятельный парень, спортсмен, три раза в неделю занимается плаванием. В социальных сетях Олесю находят бывшие ее ученики, мамы и бабушки пишут слова поддержки и благодарности. Она хранит и перечитывает эти послания с улыбкой. Разве это не счастливые моменты, когда тебя уважают за твои дела, когда ребята и родители делятся своими успехами? Один из таких учеников – Иван Азанов, спортсмен-бадминтонист, обладатель городской премии «Преодоление».

А еще Олеся счастлива познавать этот мир через литературу и путешествия. Пандемийный год внес в планы поездок коррективы, но в этом году ей с сыном удалось побывать на море, послушать шум прибоя и ощутить свободу морской стихии.

Вместо послесловия

Нельзя сказать, что Олесе всегда все удается, бывает, что ноги уже не держат и тело не слушается, но даже в самые трудные моменты у нее хватает выдержки и мудрости работать над собой и не опускать рук. Все вышесказанное можно назвать формулой успеха, фундамент которой – любимое дело, семья и старание принять свою судьбу.

Надежда Иванова
Фото из архива Олеси Тимониной