Для экспертов АНО РИЦ «Доступная среда» июнь был насыщен рядом выездных мероприятий, несмотря на пришедшее лето с его солнечными соблазнами.
Так, по просьбе ООО «СладКон» состоялось обследование объекта социальной культуры «Музей шоколада». Он находится по адресу: улица Попова, 14/3, эспланада, центр города, поэтому доступность входной группы, помещения музея, объектов гигиены имеют существенное значение для маломобильных групп населения (МГН). Все замечания по входной двери, лестнице внутри здания, санитарно-гигиеническим помещениям, по обеспечению доступности для инвалидов с поражением органов зрения были оформлены и переданы в администрацию организации для устранения.
11 июня состоялось выездное заседание рабочей группы по вопросам повышения доступности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых транспортных услуг для инвалидов.
Началось заседание с осмотра железнодорожной станции Оверята. Надо сказать, на этом объекте уже проводилось выездное совещание в 2023 году. Его инициатором был Минтранс России, участие в нем принимала Н. А. Романова. После произведенного осмотра были выданы замечания. В 2024 году инициатором выезда была уже Пермская краевая организация ВОИ, и Минтранс включил ее в программу заседания рабочей группы. В состав рабочей группы входили руководитель АНО РИЦ «Доступная среда» Н. В. Широкова и специалист-эксперт А. Широков.
Отмечены определенные положительные сдвиги: отдельно оборудованный вход для МГН, правда, с небольшими нарушениями; оборудованы санузлы для МГН, но, к сожалению, отсутствуют поручни возле унитазов и раковин, что делает их недоступными для инвалидов-колясочников.
Большим минусом является отсутствие доступа для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2-м и 3-м железнодорожных путях. Наличие так называемой группы сопровождения, которую необходимо вызывать заранее, – это не решение проблемы. Сложно убедить чиновника, что человек имеет право получать услугу самостоятельно, и вполне можно найти варианты доведения целого ряда конструктивных элементов, и прежде всего моста, до нормативного состояния.
И еще: если бы при планировании ремонтных работ на объекте были проведены консультации с экспертами по доступной среде, не возникло бы вопросов по несоблюдению нормативов, была бы обеспечена доступность, а потраченные финансовые средства использовались бы эффективно.
Следующий объект – железнодорожная станция Пермь- 2. Проверялся он многократно. Вопросы остались. И хотя постоянно ссылаются на предстоящую реконструкцию, сроки которой не определены, тем не менее часть вопросов можно решить, не дожидаясь ее. На центральном входе лестничный подъемник наклонного перемещения не доходит в верхней части до горизонтальной площадки, что делает невозможным его использование, при всей его значительной стоимости. Отремонтировали часть платформы, покрытие стало ровное. Остальная часть платформы находится в прежнем состоянии. Неплохо все внутри вокзала. Приятное впечатление произвела комната ожидания для МГН: хорошо, удобно. Доработают пришедшие в негодность тактильные напольные указатели – тогда и людям с нарушением зрения будет проще пользоваться услугами вокзала.
Заключительным аккордом стало заседание рабочей группы в форме совещания. В нем приняла участие Наталья Широкова, директор АНО РИЦ «Доступная среда». Ею был сформулирован целый ряд предложений для включения в протокол совещания.
«К сожалению, не все наши предложения были включены в итоговый протокол заседания рабочей группы. Но мы оптимисты. И очень надеемся, что, согласно поговорке «капля камень точит», нас услышат. Сотрудничество с Министерством транспорта Пермского края будет активно развиваться», – отметила Наталья Владимировна.
По итогам выездного заседания напрашиваются выводы:
- с момента проведения совещания в 2023 году особых изменений не произошло;
- по-прежнему актуальным является вопрос об обучении работников, ответственных за обслуживание МГН на объектах;
- вопросы обеспечения доступности на железнодорожных станциях и вокзалах решаются по остаточному принципу;
- не решается вопрос по спецвагонам для инвалидов, многие из них имеют серьезные нарушения;
- существует большая проблема передвижения из-за отсутствия междугородних автобусов с подъемниками или низкопольных.
Вопрос о сотрудничестве Министерства транспорта с Пермской краевой организацией ВОИ и РИЦ «Доступная среда» звучит постоянно. Но фактической реализации его на практике не наблюдается. Тем не менее цель, которую ставят перед собой и Пермская краевая организация ВОИ, и РИЦ «Доступная среда» – обеспечение комплексной доступности человеку с ограниченными возможностями здоровья при получении любой услуги, в том числе и транспортной, – остается неизменной.
Ирина Моргуненко