Психологическая готовность мужчины и женщины стать родителями (даже если это не впервые) приходит постепенно в девятимесячный период, когда малыш растет в животе: мама и папа чувствуют его пяточки, любуются снимками УЗИ и волнительно представляют момент его рождения.
Если же эта фаза отсутствует, то и готовности как таковой неоткуда взяться. Просто однажды появляется новый сосед со своими привычками и особенностями, в результате возникают первые неудобства. Даже если родители долго ходили в детский дом, в школу приемного родительства, думали об этом и готовились, то для подсознания это все равно стресс. Причем и у ребенка, и у взрослых. Первый еще не полностью всем доверяет. А взрослым нужно привыкнуть к присутствию ребенка. И для этого всем участникам понадобится время. Поэтому даже если первичная эйфория и присутствует, то проходит очень быстро.
Повстречав однажды Диану, мне стал интересен ее опыт приемного родительства. В общении освещала данную тему она очень осторожно, без детальных подробностей: рассказывала о муже, двоих кровных сыновьях подросткового возраста и приемной семилетней дочери, которая появилась в их семье после длительной подготовки.
С каждым разом Диана рассказывала все больше и больше о тех трудностях, с которыми сталкивается их семья, ее боль и усталость можно было прочитать между строк. Вскоре наша героиня не тая начала рассказывать обо всех этапах адаптации ее дочери и их семьи к приемному ребенку. Возможно, ее опыт будет полезен и нашим читателям, проходящим этот трудный период прямо сейчас.
Когда семилетняя Марина попала домой на гостевом режиме, а затем и на постоянном, начался первый период адаптации – «медовый месяц». Совершенно не обязательно он длится действительно месяц. Ребенок, опираясь на основной инстинкт, изо всех сил старается понравиться приемным родителям. Стремление к семье, желание сказать слова «мама» и «папа» создают в настроении ребенка предвкушение и эйфорию счастья, защиты, заботы. Это нормальная человеческая потребность. Ребенок старается быть хорошим и вежливым, кажется покладистым и следует правилам, установленным в семье. Родители от сердца делают небольшие подарки, вносят в жизнь приятные развлечения, чтобы детке понравилось быть с ними и не было слез.
Спустя две недели, когда период первичной притирки друг с другом был пройден, настал следующий этап адаптации приемной дочки – «уже не гость». Поведение Марины резко изменилось: она начала безапелляционно устанавливать свои правила, при малейшем отказе проявляла агрессивное поведение: громко мычала и билась головой о стену, царапала и кусала родителей. Прятала еду, которая была в достатке, под подушку, воровала личные вещи у братьев, пинала кота, отказывалась выполнять всякие просьбы. Хроническое непослушание и немотивированная агрессия – характерные черты детей из «системы». Такие резкие изменения в поведении, когда ребенка словно подменили, является проявлением доверия к приемным родителям и ослаблением перегруженной за первый период «эмоциональной пружины».
Депривация – страшное слово, относящееся ко всем ребятам, оказавшимся в детском доме. У детей, помимо прочих, имеется важная базовая потребность: потребность в значимом взрослом. Если нет того взрослого, то это грозит тяжелой психической травмой, поэтому дети из «системы» априори не совсем обычные.
На данном этапе прохождения адаптации некоторые родители чувствуют свою беспомощность, раздражение на нового человека на их территории. Возникает потребность восстановить власть, а у ребенка – отвоевать территорию, самоутвердиться. Дети начинают переходить границы дозволенного, провоцировать конфликты. Те ребята, которые ранее уже находились в семье, но по каким-то причинам были возвращены обратно, пытаются найти крайнюю грань терпения со словами «ну вы же все равно меня вернете!» Это тяжело вынести родителям. Но Диана и ее муж проявляли мудрость: объясняли ребенку, что непослушание – не повод отказываться от нее, они мягко, но уверенно убеждали дочь следовать правилам, говорили ребенку, что в семье главные – мама и папа, которые готовы всегда быть рядом и помочь.
Кстати, Диана признавалась, что любовь к дочери проснулась у нее далеко не сразу. В первые два года она выполняла свои материнские обязанности механически, потому что так нужно. Ей было тяжело в разговоре со знакомыми искренне назвать ее дочерью. Каждый раз справиться ей помогала мысль о том, что у Марины больше нет никого, кто мог бы действительно позаботиться о ней, кто был бы поддержкой и опорой в жизни. Мыслей вернуть дочь обратно в детский дом мать не допускала в своей голове, она четко осознавала, что сделает все от нее возможное для счастья своего третьего ребенка.
Сейчас семья Дианы находится на третьем этапе адаптации – «вживание». Провоцирующих конфликтов практически не происходит. Родители понимают свои проблемы и проблемы ребенка, вместе справляются с возникающими трудностями. Дети в семье находят общий язык, и ревность к родителям между ними проходит. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одно из главных качеств этого периода — принятие подопечного ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой. Марина становится спокойна за свое будущее, находит свое место в приемной семье и социуме.
Сейчас мы с Дианой вместе пытаемся помочь девочке справиться со своими психологическими трудностями: снизить уровень агрессивности и тревожности, научиться дружить с одноклассниками, работаем над установлением доверительных отношений с родителями и братьями. Сейчас, спустя время, наша героиня с гордостью может назвать Марину своей дочерью, рожденной сердцем.
Путь этой семьи еще не пройден, впереди у них последняя стадия адаптации – «стабилизация отношений». Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.
Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, не чувствуя себя чужим.
Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства, так как адаптация происходит с двух сторон: ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и взрослые должны к ней привыкнуть. Идя по пути потенциального приемного родительства, нельзя забывать, что это – работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. Детей не нужно брать из жалости или своего «геройства», а следуя из истинных мотивов помочь ребенку прожить достойную жизнь. Нужно брать только при наличии сил сражаться, терпеть и бороться.
Всегда стоит оценить свои истинные мотивы усыновления со специалистами, чтобы избежать возврата ребенка от обессиливания в детский дом.
Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ОВЗ»