ЗАБЫЛИ СПРОСИТЬ

«Какой многообещающий плакат! Для кого он!? О каком будущем идет речь?» — спрашивает автор фото Элла Юрьевна Фуражкова. Представитель Министерства образования и науки Илья Бочаров не смог ответить

 

У инвалидов Пермского края могут забрать учебное заведение. Родителей и учащихся поставили перед фактом.

Статья 33. 181-ФЗ
Право инвалидов на создание общественных объединений

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Структурное подразделение на улице Сысольской, 12 Пермского краевого колледжа «Оникс», где обучаются ребята с ОВЗ и дети с инвалидностью, – закрывается. Со следующего учебного года там начнет работу ГБУ «Пермский краевой УМЦ Военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард».

Объединять и реорганизовывать стало модно. Объединяют больницы, библиотеки, школы. Рушат крепкие школьные семьи и пытаются создать новые. Чаще всего это происходит с болью, потому что более сильные коллективы не считаются с новичками, заставляя их жить по своим правилам.

Педагогический коллектив и родительское сообщество структурного подразделения на ул. Сысольской живут в эмоциональном напряжении. Паники нет. Есть непонимание ситуации. Кому и зачем это понадобилось? И что будет с детьми с ОВЗ и инвалидами после реорганизации? В чьи руки они попадут? Есть ли в новых учебных заведениях доступная среда? Об этом шла речь на родительском собрании, которое состоялось в актовом зале «Оникса».

– У нас уже голова кругом идет, мы боремся вторую неделю за право находиться и отстаивать наше помещение и наших детей, – с болью в сердце говорит педагог. – Это уже третье или четвертое мероприятие с администрацией и вышестоящими чиновниками.

В этот раз на встречу с родителями и педагогами пришли руководители учебных заведений: директора Пермского химико-технологического техникума и Пермского автотранспортного колледжа. На собрание приехали председатель Пермской краевой организации ВОИ Надежда Романова и руководитель Пермской краевой общественной организации защиты прав детей-инвалидов и их семей «Счастье жить» Анастасия Гилева.

Открыл родительское собрание начальник управления профессионального образования Министерства образования и науки Пермского края Илья Бочаров. Он объявил, что ребята продолжат обучение в двух других, более «сильных» учебных организациях – это автотранспортный колледж и Пермский химико-технологический техникум. В значительной степени это связано с неудовлетворительным состоянием материальной базы подразделения на Сысольской.
– Все направления сохраняются. Большинство преподавателей перейдут вместе с детьми. Уверен, что условия обучения студентов в этих учреждениях будут не только не хуже, но и лучше, а значит, будет повышаться их конкурентная способность, им легче будет найти хорошую работу, – декламировал Бочаров.

В зале повис гул возмущений. Большинство родителей не согласились с представителем Минобра, ведь их поставили перед фактом, не оповестив заранее, не спросив желания о переводе в новые учебные учреждения. Дети и родители привыкли к преподавателям, к условиям, созданным в «Ониксе». Ребята успешны, им нравится учиться в корпусе на Сысольской.

– Наше здание небольшое, атмосфера, можно сказать – семейная, с давними традициями. Ребятам с инвалидностью здесь комфортно. Они привыкли к педагогам, к обстановке. Куда они теперь, кому нужны? – возмущаются родители.

– Почему нужно отобрать здание у самой незащищенной категории – у детей с инвалидностью? Складывается впечатление, что инвалиды не вписываются в стратегию Пермского края в системе образования, – говорит молодая женщина, сидящая рядом с корреспондентом.

– У меня сын с ОВЗ, очень застенчивый парень. После
9-го класса мы хотели поступать на переплетчика, специально выбрали корпус «Оникса» на Сысольской, а сейчас нам никто не может сказать, где будет учиться мой ребенок, одни отговорки, и что нам делать? – спрашивает мама будущего студента. Но желаемого ответа не получила.

– Почему поставили наших детей перед фактом, что они переводятся в другие учреждения, ведь за них отвечают родители, а вы решили все сами, тем самым нарушили права детей? – строго спрашивает мама-педагог.

– Разбросав ребят с инвалидностью по разным учебным заведениям и группам, учителя возиться не будут, предложат им уйти на дистанционное обучение. Ребята будут сидеть дома, никакой социализации не будет, они просто потеряются, о них забудут, – говорит обеспокоенная бабушка.

Это еще не все реплики. Прозвучало много вопросов по доступной среде. Оказалось, что в Пермском автотранспортном колледже доступная среда не создана. Как ребята с нарушением опорно-двигательного аппарата будут там учиться? В ответ одни обещания о том, что сделают когда-нибудь. Но ребятам нужно переходить сейчас, а не когда-нибудь. Директора учебных заведений не смогли ответить не на один вопрос об обучении особых детей. Таких программ и педагогов у них нет.

Пермская краевая организация ВОИ и Пермская краевая общественная организация «Счастье жить» полностью поддержали родителей.

– Считаю, что нельзя ликвидировать структурное подразделение «Оникс» по ул. Сысольской. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в этом учреждении создана комфортная образовательная среда, имеется доступная архитектурная среда для всех категорий инвалидов, что очень важно, – говорит председатель Пермской краевой организации ВОИ Надежда Анатольевна Романова. – Кроме того, одно из учреждений, куда предлагают перейти ребятам, абсолютно недоступно для инвалидов. Считаю, что сначала нужно создать условия для детей с инвалидностью и только тогда переводить туда ребят. Родительское сообщество и представители общественных организаций не видят перспективы для ребят с ОВЗ в предлагаемых учебных заведениях.
Надежда Анатольевна указала представителю министерства, что согласно ст. 33 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», органы исполнительной власти должны были привлечь представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Что не было сделано. Общественные организации намерены обратиться в Прокуратуру Пермского края для защиты прав инвалидов на обучение.

Самое страшное, на мой взгляд, что политика реорганизации породила лицемерие, когда под лозунгом достойного образования в современных мастерских рушат крепкую инклюзивную семью педагогов и ребят, методику обучения ребят с ОВЗ, наработанную годами.

Надежда Иванова