– А вы слышали исполнение Екатерины Афлатоновой?
– Она играет на домре классику и современную музыку? Удивительно!
– Она сочиняет музыку с 15 лет.
– Она безусловно талантлива!
Открытие
Концертная программа под названием «Классика и современность» состояла из двух частей. Сначала звучала музыка эпохи барокко и XIX века в сопровождении фортепиано, концертмейстер Марина Окуневич. Затем современные произведения XX века под электронное сопровождение. Концерт был исполнен на четырехструнной домре. Инструмент имеет скрипичный строй, что позволяет музыканту исполнять репертуар, написанный для скрипки.
Вот что рассказала нам автор и исполнитель сольного концерта Екатерина Афлатонова:
– Домра – это русский народный инструмент, который имеет неповторимую красоту звучания. В настоящее время многие люди, не связанные с музыкой, даже не слышали про такой инструмент. Своим выступлением я хотела показать многогранный диапазон звучания домры и познакомить с прекрасным инструментом. Для этого были выбраны звучные и эффектные произведения Ж. Ф. Дандрие, А. Вивальди, С. Рахманинова, К. Мунье, В. Козлова и других известных авторов.
Умное, интеллигентное исполнение музыки стало основой всего концерта. Речь идет не только о мастерстве и сценическом драйве, а об интеллектуальном проникновении в музыкальное произведение. Умение донести до зрителя эпоху, настроение автора и свое понимание музыки.
– Для того, чтобы управлять звуком и донести его до слушателя, ты должен сначала провести его через свою душу, поэтому необходимо хорошо знать период творчества автора, страну и что в этот момент происходило, – говорит Екатерина.
Сердце замирало от того, насколько проникновенно Е. Афлатонова исполнила произведение собственного сочинения «Океан». Полное его название «Океан моей любви» – оно посвящено родителям и впервые было исполнено в день рождения мамы. И грустно становилось от того, что это произведение не расписано по нотам, а только в руках и голове домриста. Екатерина пообещала, что в ближайшее время напишет ноты для своего произведения. Она уже над этим работает.
Наполняемость зала была небольшой, камерной, атмосфера – уютной, наполненной душевной теплотой.
– Я буду играть, даже если на мой концерт придут всего десять человек. Музыка – это смысл моей жизни, это то, что мне дано, и я хочу делиться своим даром, – решительно заявила Екатерина. Вот это характер! В исполнении музыкальных шедевров она была неудержима. И слушатель это почувствовал, осыпал громкими аплодисментами и цветами.
Уникальность пермской домристки и композитора Екатерины Афлатоновой в музыкальном искусстве еще придется оценить, причем уникальность не только творческую, но и человеческую. Потому что всегда сложно тем, кто не идет в толпе, подстраиваясь под общее мнение, а ищет свою дорогу. Порой диву даешься: откуда силы берутся, чтобы держаться своего избранного пути вопреки всем жизненным обстоятельствам?
Вступление. Рождённая в Рождество
Катя родилась 7 января, в Рождество Христово, когда в храмах зажигаются свечи, проходят нарядные службы, все дарят друг другу подарки. В воздухе разливаются доброта и светлая радость, из которых рождаются поэзия и музыка. И ничего выдумывать не надо: сможешь услышать – записывай строфы и ноты, принимая небесный дар.
Она слышала музыку с ранних лет. Домашняя коллекция грампластинок с записями сказок, вокальных групп и симфонических оркестров наполняла пространство волшебными звуками. Музыка разговаривала с ней мелодичным голосом скрипки, шепотом флейты, звоном колокольчиков. Кате повезло: родители отдали ее в музыкальную школу, а судьба привела к педагогу по классу домры Светлане Борисовне Голдобиной, которая стала для нее по-настоящему близким человеком, помогла полюбить инструмент, поверить в себя.
Поначалу Екатерина хотела играть на скрипке, но врожденное заболевание позвоночника не позволило осуществить детскую мечту. Помог случай. Катя еще только осваивала игру на трехструнной домре, когда родители преподнесли ей подарок. На день рождения юному музыканту подарили удивительной красоты итальянский инструмент – мандолину. Педагог ахнула, ведь на мандолине восемь струн. Светлана Борисовна не растерялась, она убрала с мандолины четыре сдублированные струны и стала заново обучать Катю, но уже на четырехструнной домре, на которой можно исполнять произведения, написанные для скрипки. Судьба снова улыбнулась маленькой девочке. Параллельно Катя посещает класс композиции у педагога Льва Вячеславовича Горбунова, учится сочинять и записывать мелодии. Она все успевала, была старшей в семье и очень самостоятельной.
Главная сольная партия. Становление
Екатерина становится лауреатом многих детских музыкальных конкурсов и фестивалей, выступает сольно. В 15 лет она исполняет свое первое музыкальное произведение «Эпитафия», посвященное 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, получает диплом «Юное дарование» за первое место в конкурсе композиторов. А ведь за этим званием стоят недетский труд, многочасовые занятия с инструментом, поиск и осмысление. В большом творчестве не бывает иначе: или ты всем сердцем служишь искусству, или всю жизнь «лабаешь» два-три аккорда.
Екатерина продолжает совершенствоваться в игре на домре сначала в Пермском музыкальном училище, а затем в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, класс профессора Уляшкина М. И., город Екатеринбург. Учится заочно и преподает в музыкальной школе. Она учит своих учеников относиться к нотному тексту неформально, как когда-то учила ее педагог Оксана Александровна Аман:
– Чувства и эмоции – это хорошо, – говорит педагог Екатерина Олеговна. – Но нужно правильно играть нотки. Каждая написанная композитором нота важна. Нота должна быть живой, ее нельзя играть одним звуком, длинную ноту нужно внутри «качать», чтобы не было статики.
Екатерина учится у детей непосредственности, умению находить гармонию с собой и миром. Нужно принимать себя такой, какая ты есть, и тогда мир откроется для тебя по-новому. Принять себя, подняться над обстоятельствами – это сложнее, чем играть гаммы, ведь этому приходится учиться всю жизнь.
После окончания вуза Екатерина ведет концертную и гастрольную деятельность, дает благотворительные концерты, выступает в школе для слабовидящих детей. Екатерина участвует в Международном дистанционном конкурсе «Шоу талантов» и завоевывает первую премию. В творческих планах у профессионального музыканта и композитора расширение сольного репертуара, в который будут включены джазовые и рок-направления, а также произведения собственного сочинения.
Завершающий аккорд
Древние греки считали музыку языком, на котором со смертными изъясняются боги. Не случайно слово «музыка» происходит от слова «музы» – богинь вдохновения и гармонии. В словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова можно прочесть: «Музы – значит мыслящие, и, вдохновляясь ими, автор обретает мудрость выше своего обыденного разумения, чтобы через творение свое и другим людям открылось…»
Екатерину Афлатонову можно по праву назвать избранницей муз. Она – композитор, музыкант, педагог, состоялась как профессиональная личность благодаря любви и преданности музыке. А настоящая музыка, как и поэзия, всегда адресована людям и вечности, и всегда говорит о главном:
О несчастных и счастливых.
О добре и зле.
О лютой ненависти и святой любви…
Что творится, что творилось на твоей земле,
Все в этой музыке – ты только улови.
(К. Никольский «Музыкант»)
Мы прощались с Екатериной. Белые снежинки записывали новую мелодию на диске вселенной. Я не увидела усталости в глазах этой талантливой женщины, у нее нет вопросов к судьбе: за что? Почему? А есть драйв, интерес к жизни, надежда и вера в людей, искренность в словах и делах. Можно порадоваться, что такие необыкновенные люди живут с нами, живут среди нас. Нам бы только их встретить, увидеть в повседневной суете и понять. А еще порадоваться за них и выразить им слова признательности и любви, без которых жизнь остается лишь пустой звенящей медью…
Надежда Иванова
Фото из архива
Екатерины Афлатоновой