Художники, которые рано встают

Мальчик с первого курса в первый же день ушел из спортзала, где ребята играли в баскетбол. Мастер производственного обучения Тамара Павловна Семенова нашла его в углу – он сидел и плакал. Объяснил: не могу смотреть на то, чего я никогда не смогу сделать. Тамара Павловна просидела с ним два часа. Через полмесяца мальчик уже играл в футбол с теми, с кем не смог в баскетбол.

В нынешнем году Пермским краевым колледжем «Оникс» разработана концепция по доступности образования для детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время здесь обучаются 84 таких подростка в шести группах — две группы на первом курсе и четыре – на втором. Ребята учатся по двухлетней программе профессионального обучения.

Преподаватели отмечают, что первокурсники перестали бояться — первые две недели на занятия их возили родители, водили буквально за руку, а сейчас уже приезжают сами.  Колледж находится рядом с Центральным рынком, хорошей транспортной развязкой, поэтому добираться сюда без пересадок можно из Мотовилихи и других районов Перми, например, из Фролов и Кондратово. Одна девочка приезжает даже из Мысов, что под Краснокамском. И в отличие от других эти учащиеся никогда не опаздывают. Чем дальше живут, тем раньше встают. Уже третий год эти ребята и здоровые занимаются в одном корпусе, и ни одного инцидента ещё не возникало! Есть ведь такие, которым и по лестнице спускаться сложно, поэтому была боязнь, что кто-нибудь побежит вниз  и подтолкнет инвалида — нет, ни разу не случилось. Наоборот – хорошо общаются между собой. Участвуют в совместных мероприятиях. Скоро, например, состоится посвящение в профессию, на котором будут читать стихи и петь песни. Есть среди них пародисты и танцоры.

В бывшем педагогическом колледже № 4, известном сегодня как колледж «Оникс», выпускники коррекционных школ появились после того, как в 2009 году к  нему присоединили училище № 4, в котором профессиональной подготовкой таких детей уже занимались. Ребята получали специальность слесаря, которую сейчас дает колледж. И кадры пришли оттуда, как, например, мастер производственного обучения Т. П. Семенова, которая познакомила нас с ребятами и показала мастерские колледжа.

Два года назад здесь открыли подготовку по профессии «изготовитель художественных изделий из дерева», а год назад – «изготовитель художественных изделий из бересты». Девушки больше работают по бересте, что физически легче, а мальчики — по дереву. Кем они будут в реальной жизни? Часть из них, возможно, станет индивидуальными предпринимателями, другая — работниками частных предприятий. Уже сегодня учащиеся продают свои изделия на ярмарках и сдают на реализацию в салоны-магазины.

…Мы заходим в мастерскую, где группа расположилась за мольбертами. Ребята учатся рисовать и писать красками. Алексею Шавшукову 21 год, он инвалид, ему нравится не только рисовать, но и играть в шашки. «Я хорошо себя веду, — смеется он, — никогда не опаздываю, Тамара Павловна следит за мной. Тут у меня есть друг!» Марина Кустина учится работать с берестой. Валерий Золотов – человек веселый, ему нравятся девчонки из группы. Вообще любовь — это отдельная тема… Самая главная, быть может, в жизни молодых.

Мы переходим в мастерскую, где ребята учатся работать с берестой и другими материалами. Они декорируют свадебные фужеры, которые, кстати, хорошо продаются. А вот тарелочки из папье-маше. За стеклом выставлены работы, выполненные бисером и тушью по бересте, рядом большая бумажная птица – это модульное оригами. Ребята из этих групп мастерят деревянные лошадки-качалки, а студенты художественного отделения их расписывают. Каждая такая игрушка продается на выставках и ярмарках по триста рублей.

Ребята с тяжелыми заболеваниями выпиливают изделия лобзиком и зашкуривают края. Не надо сложного оборудования, все можно изготавливать в домашних условиях и тем зарабатывать деньги. Вырезают деревянные ложки, учатся плетению лозой, берестой и соломой, а также изучают различные узоры и орнаменты. Из чайных коробок делают шкатулки, украшают их  цветами из папиросной бумаги. Занимаются резьбой по дереву. Мастер производственного обучения по работе с берестой Наталья Степановна Ильина – выпускница трудового отделения колледжа – закончила факультет педагогики и психологии детства педагогического университета и готова работать с этой категорией обучающихся.

— К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, — говорит она, — они ведь очень разные по своим возможностям. Один может практически всё, а другой и карандаш держать не в состоянии. Первые убежали далеко вперед, им надо бегом, а эти только научились листок пополам складывать! Они очень привязчивые. Мальчиков 2-го курса уже взяли на обработку древесины, но они бегут туда, где занимались, в мастерскую бересты: «Возьмите нас обратно!»

— Часть ребят, пройдя  индивидуальное обучение, сидели до поступления в колледж 2–3 года дома, а сейчас попали в коллектив, — продолжает тему заместитель директора колледжа Нелли Каримовна Галиуллина, — поэтому основная наша цель — это социализация ребят: не только дать им профессию, но и научить общаться. Есть ребята, которые не замкнулись на своей проблеме. Девочка, у которой проблемы с речью, ходит заниматься гончарным делом. Кто может, занимается танцами — брейк-дансом, например, посещают спортивные секции. Саша Пашков входит в паралимпийскую сборную страны по плаванию, Анна Кириллова — в сборную по игре бочча (катание шаров на точность). А Кирилл Власенко уже дважды стал чемпионом страны в состязаниях на трехколесном велосипеде. 

Верстаки, громадные тиски, в руках напильники и молотки. Слесарная мастерская. Здесь работают уже не с деревом, а с металлом. Желающие, кроме профессии слесаря, платно могут получить профессию авто­слесаря.  Есть среди мальчиков одна девочка. Некоторые живут в общежитии, поскольку приехали в Пермь из других районов, например,  из Карагайского.

— Ребят с ограниченными возможностями здоровья бывает  трудно обучить, например, разметке или рубке металла, — говорит мастер производственного обучения Иван Юрьевич Лепехин, — что связано с координацией движений и моторикой рук.   Но мы занимаемся с ними, помогаем, вводим в профессию. И постепенно начинает получаться.

У этой категории детей проблемы с долговременной памятью и слабо развито ассоциативное мышление. Поэтому им приходится много раз повторять одно и то же действие, чтобы оно закрепилось, но когда оно закрепляется — это навсегда. Отличительная особенность таких ребят в том, что им не надоедает монотонный труд, одна операция, поэтому на предприятиях они востребованы. Уживчивые, исполнительные, дисциплинированные. На практику их охотно берут на заводы, и трудоустраиваются они все.

— Родители благодарны, что детей куда-то взяли, поскольку некоторые из них после школы по два-три года просто сидели дома, в четырех стенах, — рассказывает Тамара Павловна. – В колледже у учащихся есть возможность общения со сверстниками и другими людьми. Недавно побывали в Троице, посетили дом-музей поэта Василия Каменского. Два автобуса, сорок человек. Всем очень понравилось. Уже весь край объездили. На ярмарках они продают поделки сами.  Если свои поделки — выручку себе, если общие — колледжу. Естественно, растет не только доход, но самооценка учащегося. Одна девочка делала сама мыло — дарила его и продавала по небольшой цене.

В учебно-воспитательном процессе этой категории ребят высока роль мастеров производственного обучения, потому что таким учащимся необходимо постоянное внимание: направить, когда необходимо, из кабинета в кабинет, подсказать, что надо делать в той или иной ситуации. Т. П. Семенова знает – без терпения и любви тут делать нечего. Зато какие они благодарные, эти дети.

— Заболел парень — звонит мне в 11 вечера: «Я завтра не смогу быть, как вы там без меня?» — рассказывает она. — Без тебя плохо! — отвечаю.

В колледж «Оникс» из коррекционных школ, кроме детей, страдающих задержкой психического развития, ДЦП, приходят ребята с приобретенными заболеваниями — таких здесь половина, с последствиями травм или, допустим, энцефалита. Случается, приходят дети, социально запущенные — сироты или из неблагополучных семей. Но педагогический коллектив принимает всех и делает всё, чтобы помочь молодому человеку обрести профессию и возможность жить достойно.

Сегодня в колледже готовы обучать детей с сохранным интеллектом (слабослышащих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) по таким профессиям, как художник росписи по дереву, по ткани, мастер по обработке  цифровой информации, а также есть возможность (кадры и оборудование) для подготовки портных. Хороший портной, кстати, тоже художник, и востребован в обществе. Поэтому планы в колледже правильные.

Юрий АСЛАНЬЯН