Работа для особенных людей

На базе Пермского техникума отраслевых технологий состоялся «круглый стол» «Перспективы профессионального обучения молодых людей  с ограниченными возможностями здоровья».

Перед началом «круглого стола» состоялась презентация итогов проекта «Мастерские для молодых людей с ментальными нарушениями», реализуемого общественной организацией «Социальная деревня «Светлая». В учебных мастерских – две из них располагаются в техникуме – собравшиеся смогли воочию увидеть, как девушки и юноши под руководством опытных мастеров вырезают поделки из бересты, ткут на ручных станках. Изготовленные ими вещи реализуются потом на благотворительных ярмарках. В планах – организовать такую ярмарку в городе–побратиме Перми Дуйсбурге.

Перспективам проекта и был посвящён «круглый стол», участниками которого стали  Агентство по занятости населения Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство образования и науки Пермского края,  руководители профессиональных образовательных организаций, общественные организации родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, руководители коммерческих организаций и предприятий.

По словам уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае Павла Микова, в Прикамье в этом году реализуется пилотный проект по комплексной реабилитации людей с инвалидностью, в том числе молодёжи:

– В его рамках реализуются несколько важных направлений. Одно из них – профессиональное обучение людей с ограниченными возможностями здоровья и их последующее трудо­устройство. Проект фонда «Социальная деревня «Светлая», который будет реализоваться до мая 2018 года, – это часть большого краевого проекта. Когда руководитель фонда Светлана Калина рассказала мне об идее учебных мастерских, я её, безусловно, поддержал. В самом начале работы проекта на первое занятие пришло всего семь детей, однако к концу лета ребята стали приводить своих сверстников, родители увидели эффективность, может быть, сработало  и «сарафанное радио».

Реализация проекта «Учебные мастерские» стала возможной благодаря победе в президентском конкурсе в прошлом году, говорит руководитель фонда «Социальная деревня «Светлая» Светлана Калина:

– Основной задачей проекта является организация трудовой занятости молодых людей с инвалидностью. Сейчас работают три  мастерские – по изготовлению изделий из бересты, ручному ковроткачеству и гончарная мастерская. Учебная программа рассчитана на три месяца, потом на их место приходят новички. Причём, если молодой человек понял, что это не его, есть возможность перейти в другую мастерскую. За время реализации проекта обучение пройдут более 100 человек. В этом году мы начали формировать базу потенциальных работодателей, которые готовы с нашими особенными ребятами взаимодействовать, трудоустраивать, не бояться их. Мы также сформировали базу молодых людей, готовых трудо­устраиваться. Есть уже и результаты: летом трое молодых людей получили первую зарплату. Есть и компании, которые готовы принимать на работу наших ребят. Понятно, что есть проблемы. Это в первую очередь низкая мотивация к труду родителей детей-инвалидов. Причины разные: многие боятся, что потеряют пенсию, надбавки. Кто-то просто не хочет менять свой образ жизни. И вторая проблема, конечно, – это нежелание работодателей устраивать таких молодых людей. Развитие наших мастерских мы видим в формировании пунктов сбыта создаваемой продукции, тиражировании технологий в другие муниципальные образования Пермского края, сельскую местность и психоневрологические интернаты. Считаем важным создание движения «Здесь работают особенные люди», чтобы трудоустраивать инвалидов для работодателей стало престижным и модным.

Созданием базы инвалидов–соискателей и работодателей, готовых предоставить им работу, активно занимается и Пермская краевая организация Всероссийского общества инвалидов.

 – Работа эта непростая, – признаёт его председатель Надежда Романова. – Зачастую, когда мы звоним работодателю, на том конце провода отвечают, что место уже занято или оформляются документы. Говорят, что имеется вредность  или указывают длительность работы 10 – 12 часов. Проблему можно было решить за счёт рабочих мест  по квоте и арендных рабочих мест. То есть если бы реально работали законы, то мы могли бы трудоустроить большое количество людей с ограниченными возможностями. И тогда  удалось бы изменить к ним отношение и со стороны общества, и со стороны бизнеса, и государства. Поэтому  для  нас очень важны диалоги с работодателями.

– Да, конечно, бизнесмены пока что боятся брать человека, который через какое-то время может вдруг по тем или иным причинам не выполнить свою работу, – подтверждает руководитель компании «Дар» Ирина Маркелова. – И мы действительно не знаем возможностей молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Также, кроме осознания того, что ты делаешь доброе дело, бизнес должен видеть мотивацию в виде господдержки – без этого никак. Мы ведь должны зарабатывать, платить налоги, зарплату. Да, ребята-инвалиды делают красивые вещи, хотя, может быть, и не суперпрофессионально. Но их могут, допустим, покупать предприятия на подарки своим работникам на Новый год. То есть у этих мастерских может и должна быть возможность зарабатывать! Нужно об этом рассказывать, давать больше информации, иначе мы так и не сдвинемся с мёртвой точки!

Президент «Пермской гильдии добросовестных предприятий» Юрий Карманов, говоря о сложностях взаимодействия с бизнесом, отметил, что сегодня далеко не всякий бизнесмен знает, что он вообще может взять на работу инвалида:

Он не знает, кого взять, на какую должность. Ведь бизнесмен принимает решение с калькулятором, он должен получать мотив – кроме социального статуса, что ты делаешь доброе дело, он должен знать, что получит в финансовом плане. То есть надо ответить на вопрос – для кого мы готовим, учим такого человека? Это должен быть заказ бизнеса.

По сообщению начальника отдела профессионального обучения и профориентации Агентства занятости Пермского края Виктора Гофмана, любой гражданин может неограниченное количество раз обращаться за услугами по профориентации и дополнительному образованию:

– К сожалению, многие дети-инвалиды выбирают учебное заведение не с дальнейшей возможностью трудоустройства, а исключительно из соображений интереса к учебе. С такими молодыми людьми, конечно, предстоит работа по дальнейшей коррекции трудового профиля.

Директор пермской общественной организации инвалидов и родителей «Парма» Людмила Власенко как мама ребёнка-инвалида благодарна фонду «Деревня «Светлая» за то, что ему удалось наконец сдвинуть эту глыбу:

– Все родители давно говорили о том, что наши дети выросли, что нужно что–то делать для их обучения и трудоустройства, но ничего годами не менялось. И вот наконец дело сдвинулось с мертвой точки – огромное спасибо этому фонду! Пусть пока немногие занимаются в мастерских, но это уже шаг вперёд! Но в этом вопросе обязательно должна быть государственная поддержка. Ведь что будет дальше, когда закончится проект? Обязательно нужно, чтобы сохранились эти мастерские, сохранились помещения, желательно в центре города. Иногда даже здоровые выпускники школ подолгу ищут себя. Инвалидам тоже нужно давать возможность найти себя! Обучаясь в колледжах, они уже по-другому настроены – они студенты! Они учатся, социализируются. Это важно для таких ребят.

Павел Миков также обратил внимание краевого минобр­науки на пересмотр нормативов финансирования для обучающихся с инвалидностью в профессиональных образовательных организациях:

 – Усилия педагогов, затрачиваемые на обучение особенного студента, в разы превышают затраты на обучение студентов без ограничений в здоровье. Профтехучилища должны быть в том числе и материально заинтересованы в открытии новых специальностей для людей с ограниченными возможностями здоровья.

По итогам «круглого стола» решено начать создавать удаленные рабочие  места для молодых людей, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья, организовать выездное обучение для воспитанников детских домов-интернатов. Также  будет рассмотрена возможность  обучать в Краснокамском политехническом техникуме специальностям повара и работника кухни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Кировском районе Перми.

Чтобы определить возможности детей-инвалидов по обучению определённым профессиям, планируется  проводить их диагностику в Центре комплексной реабилитации инвалидов.

Кроме того, департаменту образования администрации города Перми  рекомендовано проработать вопрос о включении детей с инвалидностью в проект «Золотой резерв г. Перми» для одарённых детей. А Законодательному собранию Пермского края предложено актуализировать законодательные инициативы по квотированию рабочих мест для людей с инвалидностью.

Ирина ГИЛЁВА